Голландский художник 17 века Якоб Врель был мастером интерьерных и городских сюжетов нидерландской жизни. Но один из его шедевров привлекает особенное внимание.
Описание интимной обстановки, то есть, людей, укрывшихся в уютных камерных мирках собственных домов, были довольно популярны в ту эпоху. Но сюжет одной из работ Вреля выходит за рамки обыденности и взывает к хтоническому ужасу.
На первый взгляд, в картине ничего необычного. Даже название «Женщина у окна машет маленькой девочке» звучит вполне безобидно. Увидев такую работу в музейном пространстве среди десятков других похожих полотен, мы, вероятно, просто прошли бы мимо.
После нескольких секунд изучения этой картины, у зрителя возникает масса вопросов: зачем женщина машет ребенку, почему малышка в ночи оказалась на улице совсем одна, что означает малоприметная, но единственная на полу вещица – носовой платок?
Мрачная подоплека шедевра Вреля раскрывается постепенно и обдает леденящим душу ужасом. Теперь мы видим, что именно хотел показать автор. Безутешность, помешательство, сдвиг парадигмы двух миров.
Важная деталь – хорошо различимый свет луны в окне. Очевидно так художник хотел подчеркнуть, что полнолуние в самом разгаре. Лицо ребенка в окне – серое и отчужденное. Ребенок ли это? Почему в хорошо освещенной комнате, окно не отражает лик самой женщины.
Платочек на полу – весьма красноречивая деталь, повествующая о том, что в семье недавно случилась утрата. Обратите внимание на стул, застывшей в неестественном для физического предмета положении. Он словно отражение состояния женщины, застрявшей со своим горем между мирами.
Вердикт страшной сцены таков: потерявшая самообладание героиня поддается мистическому действию полной луны, ей кажется, что призрак безвременно утраченного дитя вернулся навестить ее, она бросает платок, прерывает рыдания и льнет к стеклу.
В котором, вероятнее всего, видит свое отражение, но одурманенная горем и вдохновленная верой в сверхъестественное, принимает свой облик за облик (конечно, когда-то похожего на нее) ребенка. Она машет ему, не осознавая, что за окном никого нет.
Психологизм картины зашкаливает. Художник берет одну из самых трогательных тем и выворачивает ее той нелицеприятной стороной, что обезоруживает зрителя своей обреченностью и трагичностью.
А какие впечатления на вас произвела эта работа? Смогли ли вы разгадать замысел автора? Делитесь мнением в комментариях под статьей.