В 1979 году Родерик Торп выпустил роман «Ничто не длится вечно» ("Nothing Lasts Forever"), о полицейском в отставке Джо Лиленде, который работает частным детективом. В 1987 году режиссер Джон МакТирнан приступил к съемкам экранизации романа. Сценарий был написан в виде продолжения популярного боевика «Коммандо», а так как в этом фильме снимался Арнольд Шварценеггер, то ему и предложили главную роль. Но Арнольд отказался, и тогда роль стали предлагать Сильвестру Сталлоне, Харрисону Форду, Ричарду Гиру…Все было безуспешно, актеры отказались, и тогда роль предложили актеру телесериалов и ведущему юмористических телепередач Брюсу Уиллису, сценарий переписали под него и начались съемки.
Фильм вышел в 1988 году, и называется «Die Hard», что можно перевести как «Упрямец», или «Несгибаемый», в нашем же восприятии он останется «Крепким Орешком», или «Неистребимым» (перевод А. Гаврилова). Этот фильм я всегда пересматриваю на Новый год, так как несмотря на всю стрельбу и взрывы, в нем присутствует новогоднее настроение, которое неосознанно проникает в вас на протяжении всего фильма и достигает апогея, когда в конце звучит песня «Let it snow».
Джон Макклейн в исполнении Брюса Уиллиса – это как свежий глоток воздуха в эпоху неубиваемых героев боевиков в духе Джона Мэтрикса (фильм «Коммандо»), Марио Кобретти (фильм «Кобра») и, наверное, любого героя Стивена Сигала. В отличии от них, Джон предстает перед нами настоящим, живым человеком, который предпочитает пользоваться укрытиями, опасается за свою жизнь, и даже чувствует боль. Во время просмотра ты искренне сопереживаешь герою, потому что он такой же человек, попавший в ужасную ситуацию, а перестрелки и трюки пополняют гамму эмоций. По поводу трюков стоит сказать следующее – они шикарны. Драки, прыжки с крыши, падение с крыши, падение в шахту лифта, все это снято так, что заставляет замирать сердце.
Также следует отметить отличную игру Алана Рикмана, сыгравшего антагониста фильма по имени Ганс Грубер. К слову, это был дебют Рикмана в большом кино. На тот момент 41-летний актер был известен успешными театральными ролями, и, как итог, Ганс Грубер вошел в историю как один из лучших экранных злодеев всех времён. Противостояние Джона Макклейна и террористов принесло своим создателям огромный успех, и по праву заняло место на полке лучших фильмов.
После кассового успеха фильма, студия «20 century Fox» дала добро на производство сиквела, в основу сценария которого лег роман Уолтера Уейджера «58 минут», а в режиссерское кресло сел Ренни Харлин – режиссер неплохих фильмов «Глубокое, синее море», «Скалолаз» и «Охотники за разумом», а также режиссер такого дикого треша как «Геракл: начало легенды», «5 дней в августе», «Рожденный американцем», «Тайна перевала Дятлова» и одного из самых громких провалов в истории Голливуда «Остров Головорезов». Во второй части франшизы Джон Макклейн пытается остановить террористов, захвативших управление Вашингтонским международным аэропортом, и оборвавшими связь с авиалайнерами, с целью освобождения генерала Рамона Эсперансы, диктатора вымышленного государства Вальверде, а по совместительству – наркобарона. У Джона в это время свой интерес – его жена Холли находится на борту одного из самолетов, и если что-то не предпринять, то лайнер просто рухнет на землю.
Сиквел вобрал в себя черты оригинальной картины, и добавил кое-что своё. Поменялся масштаб происходящего, если в первом фильме было ощущение что главный герой загнан в своеобразный лабиринт, то здесь создается ощущение полной беспомощности на открытом пространстве. Но Макклейн не был бы Макклейном, если бы не проявил отчаянное упрямство в попытке остановить негодяев. Здесь по-прежнему чувствуется уязвимость главного героя, но в некоторых моментах видно его неубиваемость (я говорю конечно же об эпизоде с катапультированием из взрывающегося самолета). В целом, вторая часть оставила хорошее впечатление, опять же дух рождества, который никуда не делся, перестрелки погони, сюжетный поворот, и финальная коронная фраза Макклейна – все это на месте, и весьма органично смотрится. Фильм ждал коммерческий успех, а значит на горизонте замаячила третья часть.
Третий фильм ждала сценарная чехарда. Судите сами – первый сценарий, предложенный для третьей части Джеймсом Хаггином, предполагал столкновение Макклейна с террористами, захватившими круизный лайнер в Карибском море, но продюсеры были вынуждены отказаться, так как шли съемки фильма «В осаде», со схожим сюжетом, и со Стивеном Сигалом в главной роли. Но если вы бы хотели посмотреть на этот фильм, то не переживайте, по этому сценарию сняли фильм «Скорость 2», ну а что, не пропадать же добру. В 1992 Джонатан Хенсли продал компании 20th century fox сценарий «Саймон говорит» для продолжения фильма «Беглый огонь» с Брендоном Ли в главной роли. Но актер трагически погиб на съемках знаменитого фильма «Ворон», так что сценарий отложили до 1995 года, когда до него добрался Джон Мактирнан, режиссер первого фильма. Доработав сценарий, он показал его Брюсу Уиллису, которому прочитанное пришлось по душе, ведь к тому времени он уже отклонил несколько сценарных работ.
В продолжении своих боев с террористами, Джон Макклейн депрессивен, он отстранен от службы, много пьет, с женой у него разлад, так что видно насколько его подкосила жизнь. Прогремевший взрыв в нью-йоркском универмаге, звонок от «Саймона», взявшего на себя ответственность за этот и будущие взрывы, вынуждают начальство Джона взять похмельного подчиненного, и (по требованию «Саймона») высадить его в Гарлеме, прикрепив на грудь огромный плакат «Я ненавижу черномазых». Следует отметить, что существуют и менее изощренные способы убийства, а сама сцена очень запоминающаяся. В результате столкновения с местной молодежью, Макклейн кое-как уносит ноги, прихватив с собой электрика по имени Зевс, в исполнении неподражаемого Сэмюэла Л. Джексона.
Завязка сюжета интересна, и смотреть на этот дует приятно, между ними чувствуется связь. Пересказывать весь сюжет я не буду, гораздо интереснее посмотреть фильм самому, скажу лишь то, что вопреки мнению большинства, третий фильм нравится мне гораздо больше чем второй. Злодей в исполнении Джереми Айронса хоть и получился немного безликим, но все же запоминается, а в остальном – это абсолютно нормальный, крепкий боевик, со всеми вытекающими плюсами и минусами. Третья часть фильма не пользовалась особой популярностью, так что о Джоне забыли на целых 12 лет.
В новом фильме, основанном на сценарии Дэвида Маркони, действие развернется тоже спустя 12 лет после событий предыдущего фильма. Джон к этому времени стал детективом, но окончательно потерял всякие отношения с семьей. Приехав по одному адресу забрать известного хакера, на Джона и его подопечного совершается нападение, которое приведет к ужасным последствиям для инфраструктуры страны, огромным разрушениям (причем не всегда по вине террористов), нескольким трюкам в стиле «WHAT THE F*CK!!!», довольно добротным экшн-сценам, и чувству, которое можно описать как тоска по тому, что герои детства постарели. Четвертая часть пугает по-новому, сейчас терроризм может быть угрозой не только в реальном мире, но и в виртуальном. И фильм хорошо передает эту атмосферу уязвимости перед всесильными и всепроникающими хакерами.
Фильм неплох, даже несмотря на описанное выше чувство, приятно вновь посмотреть на старого доброго Джона Макклейна, в одиночку противостоящему террористам. Да и некоторые моменты заставляют удивленно открыть рот (наподобие того, когда он машиной сбил вертолет). Злодей здесь правда совсем не радует. Мне нравится актер Тимоти Олифант, в первую очередь из-за сериала «Диета из Санта-Клариты», но просто не могу я проникнуться зловещими планами главного антагониста, смотреть на него и чувствовать угрозу, или страх, или злость. Просто не могу и все тут.
В этом фильме начинает жужжать над ухом назойливое ощущение того, что франшизу уже растягивают, что высасывают из пальца причины, по которым именно Джон Макклейн должен разгребать весь бардак и побеждать всех плохих парней.
И вот наконец, в 2013 году выходит в прокат заключительный (я надеюсь) фильм, посвященный Джону Макклейну.
О сюжете говорить не буду, так как он настолько бредовый, что спокойно писать об этом выше моих сил. Просто несколько основных моментов, чтобы вы понимали масштаб трагедии: Россия, «клюква», ЦРУ, олигарх, ядерное оружие, боевой вертолет, Чернобыль, тайник в Припяти. На сайте Metacritic фильм имеет гордые 28 баллов из 100, на сайте Rotten Tomatoes собрано около 200 рецензий критиков, и лишь малая часть из них положительные. Так почему же франшиза умерла? Все очень просто, когда в основе фильма была идея, взятая из литературного произведения или грамотно написанного, или доработанного сценария, когда люди, делающие фильм, работали на совесть, пытаясь создать качественный продукт с нуля, то и результат выходил соответствующий. А когда у тебя в руках уже работающая франшиза, со своей многомиллионной фанбазой по всему миру, можно и немного расслабиться, и наплевать на качество сценария, на атмосферу и наполнение фильма, ведь как говорится – и так схавают. И это может сработать 1 или 2 раза, но потом кредит доверия закончится, и некогда успешная франшиза перестанет подавать признаки жизни, все будут помнить и любить старые части, а о новых будут отзываться лишь с содроганием, и вспоминать как о фильмах убивших всю серию.