Найти тему

СТРИТ-АРТ. ЧАСТЬ 1. В начале были слова и…любовь, или От пещерной живописи до настенной

Все дети любят рисовать, и не только на бумаге — ведь рисовать на стенах гораздо интереснее. Вот только некоторые так и не взрослеют и продолжают рисовать на стенах, даже став большими. И как это называется? Искусство или вандализм?

«Уличное искусство, — считает Саймон Армстронг, автор книги о стрит-арте, — пожалуй, единственное в истории, едва ли не целиком созданное детьми. Большинство икон, героев и легенд стрит-арта были подростками, когда творили свои шедевры».

Бандо (Bando), один из членов группы стритартщиков The Chrome Angelz, полагает: «Давным-давно известно: граффити — это не вандализм, а поистине прекрасное преступление».

Наскальные росписи известны с древнейших времен. Изображения быков, носорогов, хищников или сцены охоты были частью культуры и, скорее всего, создавались, по общему согласию членов общины и дошли до нас через века во многих уголках мира. «Эти изображения животных, человеческих фигур и абстрактных символов наводят на мысль о том, что стенные росписи не слишком сильно изменились за прошедшие тысячелетия. Что изменилось, так это отношение к собственности, определяющее, где можно рисовать, а где — нельзя».

А свои «Киса и Ося» были и в древности. Они были и в Древнем Египте, и в древнем городе Помпея, который погиб во время извержения Везувия. На стенах в Помпеях сохранилось множество самых разных надписей:

«Гай Пумидий Дифил был тут 3 октября 78 года до н. э.» (дата переведена в современный вид).

Очаровательно обращение к некой Виктории:

«Здоровья тебе, Виктория, и, где бы ты ни была, чихай сладко!»

А вот ещё — я выбрала самые приличные, поскольку люди в 70-х годах н.э., похоже, совсем не стеснялись в настенных выражениях. Почти как мы на заборах.

-4

На одной из стен «разыгрывается» целая история отношений Саксесса, Северия и Ирис:

«Саксесс, ткач, любит гостиничную рабыню Ирис. Она, однако, его не любит, а он просит её над ним сжалиться. Это написал его соперник. Пока!»

«Завистник, чего ты вмешиваешься! Склонись перед красавцем, пусть и несчастливым!»

«Я свое сказал, и все тут написал. Ты Ирис любишь, а она тебя нет»

А в древнем городе Эфесе, который находился на территории современной Турции, было найдено граффити-указатель. На нем изображена рука, которая чем-то напоминает сердце, и отпечаток ступни с числом. Это означало, что неподалеку расположен публичный дом, так как отпечаток руки в те времена символизировал оплату, а рука в виде сердца — оплату за любовь.

Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Изображение взято из открытых источников сети Интернет

О других старинных настенных писаниях я расскажу потом, а пока вернемся к современности. В Филадельфию 1967 года.

Здесь, подобно Саксессу из Помпей, четырнадцатилетний Дэррил Макрей влюбился в девушку по имени Синтия. И чтобы завоевать ее, придумал себе ник (прозвище) Cornbread (Кукурузный хлебец) и начал писать на тротуарах там, где чаще всего ее встречал: «Корнбред любит Синтию». План сработал: Синтия заинтересовалась парнем, и они начали встречаться.

Успех Макрея воодушевил его друзей, и они тоже начали малевать свои имена и ники на стенах по всему городу. Так зародилось целое движение, которое захватило Нью-Йорк, США, а в начале 1980-х годов распространилось на Европу.

Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Изображение взято из открытых источников сети Интернет

Но и об этом я расскажу в следующих постах.