Найти тему

Эксперимент 2: Волна. Рецензия на фильм.

Как давно вы задумывались о том, какая форма правления лучше для развитой страны? Что подойдет лучше ее народу? Демократия? Монархия? Авторитаризм? Все это окружает нас, мы живем при различных вариациях этих строев, и они неминуемо влияют на нас, наше мировоззрение. И обычно мы не замечаем этого влияния пока нам не укажут на него.

Немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна»- картина о психологическом эксперименте учителя, который в рамках урока об авторитаризме решил показать ученикам об этом строе, так сказать, изнутри. И итог вышел более чем пугающим.

Интересно то, что фильм- это экранизация одноименной книги Тодда Страссера «Волна», которая в свою очередь основана на реальном эксперименте учителя в американской школе 70-х годов, получивший название «Третья волна». И даже изучив кратко содержание эксперимента поражаешься или даже ужасаешься тому как люди, подверженные идее, слепо следуют за харизматичным и сильным лидером.

Вернемся к фильму. Он в отличии от реальной истории имеет печальный конец. Недельный курс об авторитаризме или автократии превратился в трагедию для учеников и отдельно взятых людей.
В картине можно выделить несколько типов действующих лиц: лидер, идейный последователь, входящий в режим, толпа, вышедший из режима, протестующий, сторонний наблюдатель.

Лидер. В общем, это наш учитель, видящий какое влияние он оказывает на сначала личностей, а потом толпу. Нехитрыми правилами он приводит класс к организованной группе, которая превращается в движение с названием «Волна». Интересно то, что понять во что превратился урок авторитаризма ему помогает не сторонний наблюдатель (его жена), а вышедший из режима (Марко).

Идейный последователь. Режиссёр фильма явно сделал этот образ слишком гиперболизированным по сравнению с живым участником эксперимента, однако не менее интересным. Начнем с того, что у мальчика были проблемы в семье и школьном окружении, что делало его изгоем при текучей жизни немецкого школьника. А вот при «Волне» он стал частью общности, своим и даже личным телохранителем лидера, что сыграло свою очень важную роль.

Входящий в режим. В картине большое количество данных героев, кто-то похож по становлению на идейного последователя, кто-то стал частью «Волны» под агрессивным напором общества, но большая часть сделала это добровольно. Это и было самым страшным, пожалуй, даже главной мыслью данного фильма. Ни ученики, ни учителя не поняли, что, поддерживая правила и общность движения, они делали изгоями остальных, кто не хотел принимать участие в этом. И тут режиссёр проводит аналогию «кто не с нами, тот против нас».

Толпа. Как было сказано выше, индивидуальность учеников к середине фильма стерлась. У «Волны» появилась своя униформа, лозунг «Её не остановишь...», специальный жест приветствия, а также логотип. Учащиеся настолько вжились в роль, что стали игнорировать тех, кто стал от них отличаться. Они привлекали все больше людей в свои круги, но при этом не пускали маленького мальчика в школу из-за того, что ребенок не знал приветственного жеста. И в конце картины они, ведомые лидером, были готовы выбросить своего же друга в окно.

Вышедший из режима. Один из главных героев- Марко и есть данный тип персонажа. Сначала он активно поддерживал и развивал «Волну», но юноша стал меняться и не в лучшую сторону. Он не видел явных издевательств членов движения над другими только потому, что не мог представить, как их дружное движение это делает. Он поцеловал лучшую подругу своей девушки на вечеринке, ударил свою девушку из-за того, что она указала ему на издевательства движения и опасность «Волны». Это и привело Марко в чувства, юноша понял, что режим сделал с ним и помог учителю осознать это же.

Протестующий. Ярко представлены два персонажа в этом типе. Девушка Марко Каро и Мона. Обе вышли из движения в самом начале, понимая, что происходит что-то ужасное. Девушки на протяжении фильма старались донести до толпы их ошибки, но каждый раз сталкивались с непониманием. Каро игнорировали, перестала с ней общаться и лучшая подруга, вступившая в движение, девушке запретили участники «Волны» пойти на школьный матч.

Сторонний наблюдатель. Тут мы говорим о учителях. Директриса не видела опасности в «Волне» и даже поддерживала ее, так как ученики стали более дисциплинированы и ответственны к учебе. Жена учителя, которая также преподавала в этой школе, наоборот увидела опасность. Живя с лидером, она наблюдала его изменения, даже сказав, что тот играет упивается властью над детьми. Однако женщина не смогла донести до него опасность движения.

Фильм достоин внимания нынешних зрителей. Он дает понять, что насколько бы общество не было образованно, оно всегда будет подвержено влиянию. Главное-это заметить вовремя и не совершить трагических ошибок.

«- Возможна ли автократия в современном обществе?

- Нет, мы для этого слишком образованны.»