Найти тему
ЧС ИНФО

«Это как лучик света»: Родители детей-инвалидов просят не закрывать Ояшинский детский дом-интернат

Ояшинский детский дом-интернат

Фото: pixabay.com

После громких заявлений о якобы насилии и издевательствах над детьми в Ояшинском доме-интернате для умственно отсталых детей в Новосибирской области, родители, которые регулярно возили своих детей на реабилитацию, забили тревогу: а не закроют ли теперь это учреждение? Если такое вдруг произойдет, дети просто лишатся качественной реабилитации.

«В Ояше все на совесть»

Жительница Новосибирска Анна Воложина вместе с сыном Даниилом были в Ояшинском доме-интернате уже четыре раза. Каждое лето, за исключением 2020 года, они ездили на двухмесячную реабилитацию.

Фото предоставлено Анной Воложиной
Фото предоставлено Анной Воложиной

«Очень нам там нравится. В Ояше появился прогресс в развитии ребенка. У Даниила тяжелое заболевание – умственная отсталость на фоне генетической патологии. Практически в 10 лет он не ходит, не обслуживает сам себя и не понимает обращенную речь, – рассказывает Анна ЧС-ИНФО. – До того, как мы приехали в Ояш, мой ребенок не мог даже нормально сидеть. Его постоянно штормило, приходилось его привязывать. А после занятий, после иппотерапии, ЛФК появилась устойчивость и вертикализация. Он больше и дольше держит спину ровно, не падает. Его перестало заносить. После занятий с логопедом появилось много звуков, много эмоций. Видно, что ребенок пытается что-то сказать, донести. Этого не было раньше – он просто смотрел безучастно. И там были произнесены первые слова – “мама”, “папа”».

Анна отмечает, что другой такой реабилитации в Новосибирской области просто нет. С сыном она была и в центре «Олеся», и в центре соцпомощи «Заря», и в других учреждениях. Но прогресс в развитии, говорит Анна, появился именно в Ояше.

«Там всё в одном месте: и иппотерапия, и ЛФК, и логопеды с дефектологами, и психологи. Различные кружки и секции: бисероплетение, музыкальные занятия, выпиливание лобзиком всяких поделок, спортивные тренировки. Детьми там занимаются. Им дают всё, что могут. С Ояшем ничего не сравнится. Всё делают на совесть. Там и свежий воздух, и социализация. Эта реабилитация для наших детей с такими сложными диагнозами просто как лучик света», – делится Анна.

Однако этот «лучик света» неожиданно начал иссекать, когда в сети появились сообщения о жестоком обращении с детьми и чуть ли не доведением до смерти. Мамы, в том числе и Анна, просто не понимают, откуда могли появиться такие сведения.

«Это не может быть правдой. Я ни разу не видела какого-то плохого отношения. Там ко всем детям относятся как к родным – и к тем, кто живет там постоянно, и к тем, кто приезжает с родителями. Все сотрудники – за них, просто трясутся над ними. Последние два года там образовывались группы домашнего типа. Их учили платить за квартиру, готовить, чтобы они адаптировались к жизни, социализировались, – продолжает мама Даниила. – Я, например, иногда сидела возле групп. Кабинет дефектолога находится рядом с группой. Конечно, там дети кричат и балуются – дети есть дети. Но не было такого, чтобы кто-то повысил голос. Для специалистов нет разницы, с мамой ты или один. Как будто к ним приходят на процедуры их собственные дети. Я не слышала недовольства или какой-то грубости, ругани».

Если этот конфликт приведет к закрытию учреждения, Даниил и еще сотни детей останутся без качественной реабилитации. Один-два раза в год родители бесплатно получали возможность на два месяца свозить своих малышей в Ояш и пройти курсы массажа, лечебной физкультуры и многих других процедур. И, что самое главное, это давало результат.

«Когда мы приезжали туда, у нас тоже складывался круг общения, сглаживались будни. Аналогов этого интерната нет… Если прикроют Ояш, для нас реабилитация будет закрыта. Ребенок окажется предоставлен сам себе и маме с папой. Никак больше», – говорит Анна с надеждой, что скоро в этой истории разберутся.

Родители отмечают, что педагоги дома-интерната мастерски выявляют у детей-инвалидов таланты и развивают их: «Так, наверное, и родители не всегда талант раскроют. А у них получается»

«Ребенок через месяц пошел»

Фото предоставлено Людмилой Ивановой
Фото предоставлено Людмилой Ивановой

Месяц назад Ванечке из Новосибирска исполнилось 6 лет. С рождения у него ДЦП, его правая сторона практически не рабочая. Но вопреки всему он ходит. Во многом это заслуга специалистов Ояшинского дома-интерната.

«Когда Ванечке было два с хвостиком года мы впервые поехали в Ояш. Нам предлагали и другой вариант, но меня зацепило то, что в Ояше реабилитация длится два месяца. Я тогда подумала, что там точно будет помощь моему ребенку. Там нас так приняли, будто всю жизнь знали Ваню и ждали его. Неужели так может быть? В обычной жизни люди шарахаются от нас, – рассказывает Людмила Иванова, бабушка-опекун Вани. – На тот момент ребенок вообще не ходил. Он пошел через месяц реабилитации! Ваня уходить с занятий не хотел, я его забирала с воплями. Он был счастлив! Он сиял. Это же о чем-то говорит».

Кроме того, после занятий с дефектологами и логопедами Ваня начал учить стихи и рассказывать их наизусть. А это тоже большое достижение для ребенка с особенностями развития.

Людмила Иванова отмечает, что во время реабилитации они с малышом жили в том же корпусе, где и дети, оставшиеся без попечения родителей. Признается: сначала ехала туда с тяжелым сердцем.

«Но они оказались такими добродушными, беззлобными. Я считаю, если бы к ним плохо относились, они были бы агрессивными. Но этого нет. И сколько бы раз мы не ездили туда, ни разу у меня не было сомнения в том, что эти детки не обделены вниманием и заботой. О насилии и речи не может быть. Детдомовцы всегда у нас на глазах: мы вместе и на занятия ездили, мы с ними в одном автобусе по 5-6 рейсов вместе, с ними же педагоги. Я даже между собой у них не видела ссор. У них весело там. Дискотеки проводили и нас звали», – говорит опекун Вани.

Сейчас Людмила с нетерпением ждет, когда снимут все ограничения, чтобы наконец-то возобновить занятия. Но пока вместо приятных новостей она сталкивается с ушатом грязи в адрес сотрудников центра.

«Скорее бы это все закончилось, и мы смогли все поехать в Ояш. Наши детки соскучились друг по другу. Я никуда Ваню не планирую возить, только туда, потому что там у нас наблюдается динамика. Ему больше никто так не поможет. А сотрудникам я желаю сил и терпения выстоять этот натиск и, конечно, здоровья. Я до глубины души переживаю за них. Люди замечательные! И подход у них чуткий, с душой. Дети там знают, что такое дружба и веселье».

Масса обращений

Заместитель руководителя новосибирского отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Екатерина Кузнецова подчеркивает, что от родителей организация получила уже массу обращений относительно Ояшинского дома-интерната. И 99% из них – положительные, в пользу учреждения.

«1% – это обращения 2019 года, когда жаловались на плохое питание. Но плохое в чем? Просто не всем детям подходило то, чем кормили. Бывает, например, что ребенок с аутизмом ест только определенные продукты, которые мама ему готовит, – говорит Екатерина. – Условия там хорошие. Маму с ребенком селят в отдельный номер, а это тоже немаловажно. В том же санатории “Карачи”, допустим, многоместные палаты, где в кучу сбиты родители и их дети с разными диагнозами. А здесь предоставлены все условия».

Общественница и сама в прошлом ездила в Ояш в качестве волонтера: провела целый день в интернате, посмотрела, как проходит реабилитация, и увидела детей, оставшихся без родителей. Никаких замечаний и жалоб на персонал учреждения зафиксировано не было.

«Когда я лежала в больнице, там был мальчик-инвалид. Очень тяжелый и неухоженный. Спустя год я снова увидела его в больничном стационаре. Он был уже в инвалидной коляске, свободно перемещался и не выглядел каким-то неухоженным, не был в плохом состоянии. На тот момент он жил в Ояше, в больницу приехал на обследование. Это был просто ребенок, который передвигается на инвалидном кресле. Благодаря Ояшу, – вспоминает Екатерина. – Для детей особенно с ментальными нарушениями в Новосибирске просто ничего нет. А там дается полный комплекс. Родителям не надо везти детей в Москву или Петербург, вот он есть у нас в Ояше, где дают все, что нужно».

Читайте также:

ЧС-инфо