Традиционно государства рассматривались в качестве ключевых акторов на международной арене, имеющих исключительное право на политическое насилие. Однако динамика и трансформация современных мировых процессов требует возникновения новых акторов, в особенности в сфере безопасности. Таковыми стали частные военные и охранные компании (ЧВОК), занявшие целую нишу в международных отношениях и нередко используемые в целях продвижения национальных интересов государств.
🔹 Что из себя представляет ЧВК?
🔹Кто контролирует их деятельность?
🔹Какие ЧВК имеют наибольший авторитет в мире?
Что из себя представляет ЧВК?
Как правило, слыша словосочетание «частная военная компания» (ЧВК), люди сразу представляют овеянные мифами структуры наподобие «Blackwater» или «Вагнер», часто фигурирующие в СМИ и заработавшие неоднозначную репутацию при работе в «горячих точках». Действительно, практика использования «частников» приобретает сегодня все большие масштабы: за последние два десятилетия частные компании продемонстрировали свою востребованность в Афганистане, Ираке, Йемене, Украине, Сирии и ЦАР. Однако, этот глобальный многомиллиардный бизнес выходит далеко за рамки вооруженных конфликтов и является комплексной многогранной сферой, которой и посвящена данная статья.
Модель привлечения частной инициативы в военной сфере имеет давнюю историю, о чем свидетельствуют, например, рекомендации и предостережения Никколо Макиавелли в книге «Государь» (1513) по использованию наемных войск. При этом с конца 20-го века данная практика приобрела особое значение во внешней политике, что сделало ЧВК серьезным актором международных отношений. Спектр их работы крайне обширен: охрана коммерческих объектов, логистика, оказание услуг по военной подготовке и стратегическому планированию, обеспечение кибер-безопасности, безопасности дипломатических миссий, патрулирование и выполнение разведывательных миссий. Несмотря на их обширную деятельность и повсеместную востребованность, существующее международное регулирование ЧВК и вопрос приватизации ими функций государственных акторов остаются предметом бурной полемики.
Главная причина споров заключается в неопределенности статуса ЧВК в международном правовом поле, в частности из-за сложности причисления «частников» как к гражданским лицам, так и комбатантам — лицам, входящим в состав ВС той или другой противоборствующей стороны и наделенным правом принимать участие в военных действиях. Другим препятствием становится кажущеюся синонимичность феноменов частной военной силы и наемничества [mercenary]. Последнее официально запрещено «международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» от 1989 года, в соответствии с которой наемник — специально завербованное с целью участия в вооруженном конфликте лицо, ведомое желанием получить материальное вознаграждение, не являющееся гражданином стороны конфликта, не направленное государством-участником для выполнения официальных обязанностей и не входящее в личный состав его вооруженных сил. Исходя из этого, невозможно дать однозначного ответа на вопрос, являются ли сотрудники ЧВК наемниками. Однако, ряд экспертов (А.И. Никитин, Л. Кэмерон, Ш. Макфейт) полагают, что ЧВК не могут в полной мере регулироваться данной конвенцией, поскольку ее положения применимы к индивидуальным наемникам, а не крупным структурам, работающим с международными организациями и правительствами. Ввиду этой причины, а также разносторонней деятельности военного бизнеса, не вполне корректно использовать понятие «наемничество» в качестве слова-эквивалента ЧВК.
Более того, для получения статуса наемника сотрудник ЧВК должен соответствовать всем пунктам, обозначенным в конвенции, поэтому некоторые государства ловко обходят данные ограничения. Например, власти Папуа-Новой Гвинеи в 1997 году наняли британскую ЧВК «Sandline International» для подавления восстания, включили ее сотрудников в состав своих вооруженных сил и, таким образом, обошли один из критериев конвенции.
Что касается статуса комбатантов, присуждаемого в случае принадлежности вооруженным силам или ополчению одной из сторон конфликта, то здесь также возникают разночтения. Ведь даже если ЧВК оказывается частью ВС, как это произошло в Папуа-Новой Гвинеи, то, согласно Женевской конвенции III об обращении с военнопленными, они обязаны быть гражданами государства-участника конфликта, иметь отличительные знаки и открыто носить оружие. Такое случается редко. Соответственно, не проходя по критериям в категорию комбатантов, сотрудники ЧВК становятся гражданскими лицами.
Динамика развития международных отношений показывает нежелание государственных акторов вступать в открытое вооруженное противостояние в силу крупных потенциальных издержек. В связи с этим сохранение за «частной силой» статуса некомбатантов позволяет нанимающим ее государствам и организациям оставаться в выигрышной позиции.
Несмотря на трудности определения статуса ЧВК, данный бизнес является легальным сегментом глобального рынка. Подтверждением тому служит декларативный «Документ Монтрё» 2008 года, который ставит своей целью регламентацию работы ЧВК на международном уровне.
Очередной проблемой становится вопрос о подотчетности и ответственности за деятельность военных компаний. Кто контролирует ЧВК: государства происхождения, государства-контрагенты или государства территориальной юрисдикции? Кто отвечает за незаконные действия ЧВК и их персонала? На эти фундаментальные вопросы так и нет ответа. Помимо отсутствия должных рамок правового регулирования, деятельность ЧВК также сложно контролировать по причине того, что они работают преимущественно в несостоявшихся государствах. В местах их работы пенитенциарная система и механизмы надзора либо отсутствуют, либо слишком слабы, чтобы выявить правонарушения и доложить о них.
Какие ЧВК имеют наибольший авторитет в мире?
Рынок частного военного бизнеса насчитывает приблизительно 3000 компаний с ежегодным оборотом в 350-400 млрд долларов, причем 75% рынка военных и охранных услуг приходится на США и Великобританию. Ниже приведен список с наиболее крупными и известными в мире ЧВК:
• G4S. Первая мире по величине ЧВК, зарегистрированная в Великобритании и превосходящая британскую армию по числу сотрудников примерно в 7 раз. В 2000-х годах организация начинала с охраны стадионов и музыкальных мероприятий, позднее расширила свои функции до обеспечения безопасности посольств и аэропортов, сопровождения официальных лиц, задержания преступников по поручению полиции, предоставления логистических услуг банкам.
• Academi (до 2009 года — Blackwater). Известнейшая в мире ЧВК, основанная в 1997 году бывшим офицером ВМС США Эриком Принсем и впервые проявившая себя в Иракской войне. По официальным данным, организация занималась сбором информации и обучением новых иракских ВС и местной полиции, однако точная информация об их работе остается засекреченной. Во время кампании в Ираке Blackwater неоднократно подозревали в контрабанде оружия и обвиняли в убийствах мирных жителей, но тяжелых последствий организация в итоге не понесла.
• DynCorp. Одна из старейших компаний, возникшая в результате слияния двух организаций, занимавшихся авиационными перевозками и испытанием ракетной техники США. В настоящее время DynCorp получает годовой доход свыше 3,4 млрд долларов в год, и большую часть приносят контракты с ЦРУ и ФБР. DynCorp оказывала поддержку с воздуха американским военным в Боливии, Боснии, Косово, Сомали, Анголе, Колумбии и Кувейте. ЧВК также занимается проведением поисково-спасательных операций, развертыванием сил быстрого реагирования, медицинской эвакуацией.
Россия, вопреки расхожему мнению и популяризации образов персонала ЧВК в медиа, не входит в список стран, легализовавших и активно прибегающих к услугам «частников». Первое, что необходимо понимать — в РФ де-юре не существует частных военных компаний. Как заявил пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков летом 2020 года, «в России есть частные охранные предприятия — ЧОПы, частные охранные организации [ЧОО], а такого понятия, как ЧВК, в российском законодательстве нет». В 2010-х годах стало известно, что сотни российских офицеров заключили контракты с ЧВК, зарегистрированными российскими гражданами за границей, в связи с чем в Госдуму вносилось несколько законопроектов, касающихся лицензирования ЧВК, но в итоге ни один не был принят.
Несмотря на законодательные ограничения, предписанные 208 и 359 статьями УК РФ, и отсутствием правового регулирования частных военных компаний, название «ЧВК Вагнер» постоянно фигурирует как в российских, так и в зарубежных социальных сетях и СМИ. При этом официальных и достоверных данных об этой организации не существует. Впервые информация о некой группе «Вагнер» появилась в 2015 году: предположительно организация выросла из зарегистрированной в Гонконге ЧВК «Славянский корпус». Компания, являвшаяся юридически гонконгской, но фактически состоявшая из граждан РФ, набирала добровольцев для охраны объектов добычи, транспортировки и переработки нефти. Ее руководители были осуждены в 2013 году по 359 статье УК за наемничество и участие в боевых действиях на стороне иностранного государства. Что касается статуса «Вагнера», то он остается неизвестным: действительно ли существует эта организация и чьи заказы она выполняет?
Автор: Полина Максимова