Найти в Дзене
Нефиговый пацан

Национальные меньшинства в армии, часть 2: тувинцы

Как и в прошлой статье про кавказцев, следует вначале пояснить, что целью нижеописанного не является разжигание межнациональных конфликтов. Всё носит информативный характер, основанное на личном опыте, возможно у кого то есть иной. Перед уходом в армию, много всяких историй я слышал про кавказцев, а про тувинцев осведомления никакого не было. Максимум - знал, что есть республика Тыва, а что за люди там проживают мне было неизвестно ,за исключением того, что они из монголоидной расы. Лишь попадя на сборный пункт, я услышал, что срочники оттуда опасные, дерзкие, агрессивные, при себе имеют ножи или любые заточки, вплоть до столовых ложек; а русские парни, попадая в роту, где рулят тувинцы, буквально спят с открытыми глазами - для них убить неприятеля ничего не значит. Слава Богу, мне не удосужилось это проверить, поэтому достоверность последнего утверждения не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Но в моей воинской части тувинцы служили, и сразу скажу, что они, скажем так, были своеобра

Как и в прошлой статье про кавказцев, следует вначале пояснить, что целью нижеописанного не является разжигание межнациональных конфликтов. Всё носит информативный характер, основанное на личном опыте, возможно у кого то есть иной.

Перед уходом в армию, много всяких историй я слышал про кавказцев, а про тувинцев осведомления никакого не было. Максимум - знал, что есть республика Тыва, а что за люди там проживают мне было неизвестно ,за исключением того, что они из монголоидной расы. Лишь попадя на сборный пункт, я услышал, что срочники оттуда опасные, дерзкие, агрессивные, при себе имеют ножи или любые заточки, вплоть до столовых ложек; а русские парни, попадая в роту, где рулят тувинцы, буквально спят с открытыми глазами - для них убить неприятеля ничего не значит. Слава Богу, мне не удосужилось это проверить, поэтому достоверность последнего утверждения не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Но в моей воинской части тувинцы служили, и сразу скажу, что они, скажем так, были своеобразными. Действительно, исходя из статистических данных, республика Тыва с 1990-х годов занимает почти всегда 1-е место по уровню убийств на 100 тыс. человек. Поэтому осторожность к призывникам из этой республики есть.

У них и вправду имелись при себе заточки, но чтобы во время каких либо конфликтов они пускали их вход, за время мой службы я не слышал, максимум - угрожали.

Моё первое "знакомство" с ними было в столовой, когда я был ещё на КМБ. Во время приёма пищи, я и ещё 3-е ребят сидели за одним столом, который находился в противоположной стороне от входа. Вдруг, к нам подходит какой-то небольшого роста паренёк монголоидного вида, и на ломанном русском говорит, чтобы мы ушли с этого места. Я почти сразу понял, из какой он национальности, но к тому моменту нахождения на КМБ, я не думал про тувинцев вовсе. Мы, конечно, напряглись и парни, которые сидели со мной за столом что-то отвечали ему. Потом и я сказал спокойно: "Если ты хочешь сесть за это место, сейчас мы поедим, уйдём и ты сядешь". Тувинец неодобрительно посмотрел на нас. Я последний или предпоследний из сидящих за столом спокойно доел свою порцию, встал и без происшествий вышел на улицу, дожидаясь убытия в казарму.

Я тогда подумал, мог ли он устроить драку из-за банального места в столовой. Ответ не заставил себя долго ждать. В один из следующих дней, придя на приём пищи, я вижу, что то место, где в первый раз к нам подошёл тувинец, было занято другими. С трудом я нашёл свободное место, вдалеке от того самого, и ничего не подозревая, принялся за поедание. Вдруг слышу сзади и вдалеке от меня какой-то шум. Смотрю, другие срочники подходят к месту, откуда всё доносится. Я обернулся, и увидел, как офицер, который был у нас на КМБ, скажем так, очень сильно толкнул ногой того самого тувинца, что тот упал. После этого всё устаканилось, и все продолжили дальше есть. Выйдя на улицу после приёма пищи, я вижу, как перед моим сослуживце из КМБ стоит тот самый тувинец в присутствии офицера и извиняется. Далее я выяснил, что мой сослуживец попал в такую же ситуацию - когда он остался за столом один, тувинец подошёл по такому же поводу и всё таки решил начать драться. За кем было преимущество было неясно, так как почти сразу же вмешался тот самый офицер. К слову, в результате дальнейшей службы, мною выяснилось, что это один из немногих офицеров, которому удалось присмирить таких граждан.

Как служили тувинцы?

В моей воинской части их было примерно 15-20 человек. В каждом подразделении служило от 1 до 3 тувинцев. Были в нескольких подразделениях и контрактники из Тывы, которых в счёт не беру. Люди по своему тоже уникальные, но более зрелые, ведь армия для них - это в первую очередь работа, поэтому в целом они в каких то вещах были адекватнее именно срочников. Практически все тамошние срочники в открытую нарушали распорядок дня, многие их действия сходили с рук. Я служил в нескольких подразделениях - в одном было 2 тувинца, а в другом - 1. Там, где их было больше одного человека, им совместно было проще отрицать весь армейский распорядок. А там, где служил всего лишь 1 - с ним как-то проще было, и к моему удивлению, он даже выходил с нами, к примеру, снег убирать. Возможно, всё зависит в большую степень от самого человека, потому что взаимодействуя с ним, я внутренне удивлялся с него, потому что в нескольких вещах он был по лучше некоторых русских.

Тем не менее, они старались по возможности быть всегда вместе - они часто устраивали, так называемые, сходняки - тувинцы со всех подразделений из самых строгих подразделений, где всё контролируются, приходили в гости к своим в те подразделения, где более менее было по проще. Одно из таких подразделений было моё первое - поэтому я лично видел и слышал, как они организованно сидели в одной из ячеек кубрика, пели песни под гитару (часто было приятно и интересно слышать). Иногда возникали с ними конфликты, которые удавалось урегулировать - как-то раз дневальный пошёл их прогонять, а там сидело двое, и они полезли на него с кулаками. Всё закончилось благополучно, и мы во время пресекли драку. Один офицер в другой день пытался также выгнать, только их было больше - так они дерзко огрызнулись и чуть не накинулись на него, это было очень хорошо слышно. Но офицер сказал им: "не хотите слушать меня, послушайте военную полицию"; и тогда они тотчас же ушли.

В столовую они в основном ходили отдельно от своих подразделений. Боролись они часто между собой. Мне один из тувинцев рассказал про "тувинскую борьбу". По правилам, выигрывает тот, кто первый повалит своего соперника. Проиграет тот, кто первый коснётся земли любой частью тела, за исключением ступней.

Не трудно догадаться, что менталитет у них своенравный. Нередко они пытаются доминировать и как-то подчинить себе. Они могут быть инициаторами драк и конфликтов - и я был свидетелем, и у меня были некоторые тёрки с одним из них, но во благо для нас, их удалось урегулировать. Кое-какие советы по поведению с ними можно увидеть в этой статье. По возможности лучше, чтобы конфликт не перерос в физический, но и подчиняться их воле тоже не надо. Если дело, дойдёт до драки, то вероятность того, что они напишут заявление в прокуратуру на кого-либо ничтожно мала - не все умеют банально писать по русски, да и не в их менталитете жаловаться на кого-либо. Но опять же, велик риск либо самому получить травму, либо нанести её оппоненту, что и может привести к ответственности.