Найти в Дзене

ВОРОНИХИН АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ (1759-1814).знаменитый русский архитектор.

ВОРОНИХИН АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ (1759-1814).
знаменитый русский архитектор.
Воронихин Андрей Никифорович
Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап в развитии русской архитектуры, получивший название высокого классицизма. Казанский собор, созданный архитектором, был первым ансамблевым сооружением на берегах Невы в широком градостроительном значении. Уникальный классический
Оглавление

ВОРОНИХИН АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ (1759-1814).

знаменитый русский архитектор.

Воронихин Андрей Никифорович

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап в развитии русской архитектуры, получивший название высокого классицизма. Казанский собор, созданный архитектором, был первым ансамблевым сооружением на берегах Невы в широком градостроительном значении. Уникальный классический облик города немыслим без еще одной работы архитектора-здания Горного кадетского корпуса (с 1866 года Горного института). Здания, возведенные Воронихиным, украшают пригороды Петербурга-Павловск и Петродворец.

О происхождении знаменитого русского архитектора А. Н.Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье Пермской губернии записано, что 17 (28) октября 1759 года у крепостного крестьянина " домового Никифора Воронина родился сын Андрей." Некоторые источники также указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жившей в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811), находившегося в 1759 году под управлением Строгановских вотчин и заводов в Перми, Усолье и Соликамске. Существует несколько версий, и каждая из них имеет право на жизнь.

Сначала Андрей учился в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова в одном из художественных училищ, основанных на Урале Строгановыми.

-2

Наиболее способных учеников таких школ отправляли продолжать учебу в крупные города. Талант молодого человека привлек внимание известного мецената и коллекционера графа А. С. Строганова, который долгое время был президентом Петербургской академии художеств. Св. Петербургской академии художеств, и весной 1772 года Андрей Воронихин был послан учиться в Москву в числе таких студентов.

-3

Александр Сергеевич Стро́ганов. Портрет работы А. Г. Варнека

Воронихин был включен в архитектурный коллектив выдающегося русского архитектора В. И. Баженова. Вскоре он привлек внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, который предсказал ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи прихожей Троице-Сергиевой лавры в 1778 году.

В конце 1779 или в начале следующего года по приказу А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Покинув Париж, по рекомендации известного французского философа-просветителя Дени Дидро, учителя Жильбера Ромма для его сына Павла Строганова, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее образование и воспитание своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

Система такого домашнего воспитания, практиковавшаяся в аристократических семьях, включала длительные поездки в Россию и за границу в сопровождении учителя. После путешествия по России, Украине и Крыму Воронихин вернулся в Петербург, а получив в 1786 году вольную лицензию, отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомиться с архитектурными памятниками, изучал достижения современных инженеров и архитекторов

Вернувшись из-за границы в Петербург в конце 1790 года, Воронихин до сих пор живет в Строгановском дворце. В это время дворец был окончательно перестроен и заново украшен по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. Этот факт, очень важный для понимания эволюции творчества Воронихина, был установлен искусствоведом Н. В. Глинкой. На основе анализа архивных материалов и графических листов было доказано, что Демерцов являлся также автором проектов переделки парадных интерьеров Строгановского дворца, в частности Минерального кабинета и Картинной галереи. Глинка вполне убедительно доказал, что под руководством Демерцова Воронихин впервые приобрел систематические знания по архитектуре и строительству и что Воронихин не был самоучкой, как предполагали предыдущие исследователи. Сначала он копировал рисунки Демерцова, помогал ему отделывать интерьеры Строгановского дворца и только потом приступил к разработке собственных проектов. (Подготовка к самостоятельной работе в Петербурге заняла несколько лет.)

В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание — "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795—1796 гг.

Малая дача для П. А. Строганова — очень компактная двухэтажная постройка с небольшими прямоугольными в плане помещениями — была построена Воронихиным на территории Строгановской дачи также вблизи набережной Большой Невки. Со стороны реки по всей длине фасада Воронихин спроектировал веранду в виде полуротонды с завершающим ее балконом. Обширный балкон-терраса служил, вероятно, смотровой площадкой.

-4

Сохранилась знаменитая картина Воронихина, изображающая Строгановскую дачу. За эту работу, ныне хранящуюся в Государственном Русском музее, архитектор был удостоен в 1797 году звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 году в связи с реконструкцией Большого грота и Самсонова Ковша в Петергофе. Архитектору было поручено разработать проект перестройки колоннады возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться как архитектору, хотя к тому времени он уже получил должность доцента архитектуры в Академии художеств.

-5

1800 год стал переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по строительству Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, и в следующем году Андрей Никифорович приступает к его строительству.

-6

Получив причитающееся из казны жалованье, архитектор становится финансово независимым. В конце 1801 года он женился на англичанке Марии Лонд, после чего переехал из Строгановского дворца в один из строящихся домов рядом с Казанским собором. Это здание было разобрано через несколько лет из-за его ветхости, и в 1806 году Воронихин поселился в доме Силы Глазунова, на левом берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).

-7

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене

Для быстро растущей семьи (у Воронихиных было шестеро детей, двое из которых умерли в младенчестве) ее глава решил построить дачу на Каменноостровском проспекте (на месте дома № 62). В начале октября 1804 года жена Андрея Никифоровича обратилась в Комитет городских построек с просьбой разрешить им построить собственную дачу. Строительство предполагалось завершить в 1807 году. Вероятно, по проекту самого архитектора был возведен одноэтажный деревянный дом с шестиколонным портиком. В таком виде бывшая Воронианская дача просуществовала до конца XIX века. В 1890-е годы. Был добавлен второй этаж и двухэтажная каменная лестница, а портик был демонтирован в 1930-х годах. До нашего времени дача не сохранилась.

Живя рядом с Казанским собором, архитектор постоянно следил за ходом работ и руководил строительством.

1 января 1811 года Создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, что давало право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года, когда собор был освящен, "он был награжден орденом Святого Владимира". Анна 2 - й степени с бриллиантами и пенсией".

Во время строительства Казанского собора А. С. Строганов пригласил Воронихина принять участие в конкурсе на проект реконструкции Никольского собора. Исаакиевский собор. Наряду с Воронихиным в конкурсе приняли участие архитекторы Ж. Ф. Томас де Томон, А. Д. Захаров, К. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, братья Андрей и Александр Михайлов, В. П. Стасов и некоторые другие. Воронихин разработал ряд проектов в Санкт-Петербурге. Исаакиевский собор. В одном из них он попытался сохранить старую кладку собора, заложенную в 1768 году по проекту А. Ринальди, спроектировал небольшие пристройки к северу, югу и востоку, окруженные колоннадой. В другом варианте проекта реконструкции улицы в Исаакиевском соборе Воронихин предложил разобрать колокольню, апсиду и полукруглые приделы наподобие апсиды с южного и северного фасадов. Со всех четырех сторон он спроектировал одинаковые многоколонные портики. В обоих случаях компоновочная композиция имеет четко очерченный равноконечный крест.

Конкурс, в котором так активно участвовал Воронихин, не дал окончательного решения, и новая ул. Исаакиевский собор был построен гораздо позже по проекту О. Монферрана.

Чуть раньше Воронихин участвовал в конкурсе с Томасом де Томоном на проекты фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. На этот раз он представил ряд проектов, но утвержден был только один — проект фонтана на склоне Пулковской горы. Другие фонтаны были спроектированы Томасом де Томоном

-8

Фонтан на склоне Пулковской горы был спроектирован как грот, ведущий в недра земли. Вход украшал монументальный приземистый портик с двумя мощными колоннами греко-дорического ордера, рифленые стволы которых были вделаны в землю. По бокам портика, по замыслу Воронихина, были установлены каменные статуи львов, лежащих со скрещенными передними лапами, как бы охраняя покой и тишину у входа в прохладный грот.

25 сентября 1806 года Воронихин представил на рассмотрение смету на производство работ, начавшихся в следующем году. В строительстве фонтана ему помогали Томас де Томон, а также инженер М. П. Сакер, занимавшийся строительством водопровода, и каменный мастер Г. Грауэр. "Обработка леса по садовому образцу на Пулковской горе" была поручена придворному садовому мастеру Д.

Во время закупки материалов и строительства Воронихин предложил внести некоторые изменения в первоначальный проект фонтана. Чаша в глубине грота, где должна была течь вода, должна была быть сделана из гранита. Но так как подходящего куска гранита под рукой не оказалось, Воронихину пришлось сделать его из серого русколь-ского мрамора. Кроме того, крыша должна была быть сделана из чугунной черепицы, которую "птицевод взялся изготовить". Завод Берда не выполнил заказ в срок, и крыша была покрыта железом. К фонтану был проложен каменный мост, не предусмотренный сметой, а вдоль боковых внутренних стен установлены две гранитные скамейки.

Строительство фонтана на Пулковской горе предполагалось завершить в том же 1807 году. Эту дату можно увидеть на главном фасаде. Однако строительство было завершено через два года. Согласно архивным документам, 18 июня 1809 года "архитекторы Воронихин и Томон были" награждены кольцами по цене семьсот рублей каждый "за строительство фонтана на Пулковской горе.

-9

Фонтан-грот на Пулковой горе. Акварель 19 в.

В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга есть картина неизвестного художника, на которой изображена Царскосельская дорога и фонтан-грот вскоре после ее постройки.

Из невыполненных градостроительных планов Воронихина немалый интерес представляет проект Татарского подворья. По сути, это архитектурный ансамбль, задуманный в большом масштабе на довольно большой территории.

Наряду с принципами построения фасада, характерными для классицизма, Воронихин широко использовал национальные мотивы, которые значительно отличали бы весь ансамбль от окружающих зданий. В центре композиции, построенной на игре разных архитектурных объемов, предполагалось, по-видимому, разместить мечеть, а по бокам-службы и комнаты для посетителей. Татарская усадьба должна была быть построена в Петербурге на углу набережной реки Фонтанки и Измайловского проспекта, рядом с усадьбой поэта Державина. Этот факт был установлен архитектором Л. Г. Ивановой в результате архивных исследований.

-10

наб.реки Фонтанки 34

В начале XIX века. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (Набережная реки Фонтанки, 34). Он был построен в середине XVIII века и связан с именами выдающихся архитекторов прошлого-С. И. Чевакинского и Федора Аргунова-крепостного архитектора графов Шереметевых. Дворец со времени его постройки до 1918 года находился во владении представителей той же графской семьи, поэтому в государственных архивах содержится очень мало сведений о нем. Основным документом, подтверждающим участие Воронихина в его реконструкции, является план, по которому можно судить, что архитектор слегка перепланировал интерьеры и установил новые печи и камины. В наибольшей степени реконструкция коснулась центральной части: он предложил застроить колонный портик, превратив его в вестибюль частично реконструированной парадной лестницы

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди рисунков Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, есть рисунки фасада и плана дома Голицыных. Однако профессор Г. Г. Гримм, изучавший их, предположил, что они были копиями, а Воронихину принадлежал только проект церкви в этом доме, что, впрочем, спорно— его авторство в самом доме не исключено.

-11

наб.реки Фонтанки д 18

Церковь представляла собой небольшое прямоугольное помещение в плане и крытое кирпичным коробчатым сводом, расположенным на верхнем этаже. В нем не было окон, и свет проникал через верхний фонарь. В центре одной из поперечных стен была дверь, а напротив нее-иконостас. Церковь, построенная в 1812 году, была посвящена Святой Троице.

Выдающейся работой Воронихина стало строительство Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения в Петербурге. Его строительство велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 год.

-12
-13

Современный вид Горного университета

Работы Воронихина многочисленны в пригородах Санкт-Петербурга. Кроме Петергофа и Пулкова, он выполнял проекты для Стрельны, Павловска и Гатчины, и особенно много для Павловска.

В начале 1803 года во время пожара сгорели интерьеры центрального здания Павловского дворца. Его владелица, императрица Мария Федоровна, поручила реставрацию здания Воронихину, который был назначен главным архитектором Павловска. Ее выбор был не случаен: в 1802 году Воронихин спроектировал интерьеры в Зимнем дворце, на половине Марии Федоровны, расположенной на втором этаже центральной части южного здания, выходящего на Дворцовую площадь.

Работы Воронихина многочисленны в пригородах Санкт-Петербурга. Кроме Петергофа и Пулкова, он выполнял проекты для Стрельны, Павловска и Гатчины, и особенно много для Павловска.

В начале 1803 года во время пожара сгорели интерьеры центрального здания Павловского дворца. Его владелица, императрица Мария Федоровна, поручила реставрацию здания Воронихину, который был назначен главным архитектором Павловска. Ее выбор был не случаен: в 1802 году Воронихин спроектировал интерьеры в Зимнем дворце, на половине Марии Федоровны, расположенной на втором этаже центральной части южного здания, выходящего на Дворцовую площадь.

-14

-15

-16

-17

Во время реставрации Павловского дворца Воронихин вносит изменения в убранство главных парадных залов. В центральном итальянском зале кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе и обработка купольного потолка кессонами с лепными розетками выполнены по чертежам архитектора. В Греческом зале, по замыслу Воронихина, на потолке появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах "Войны и мира", спроектированных Андреем Никифоровичем, вместо прежних живописных плафонов устроили кессонные своды, а в люнетах разместили барельефы. На первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца-кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, отделяющую светлую часть помещения, выходящую в собственный сад.

-18

Рисунки и акварели архитектора, изображающие мебель, драпировки, лампы, вазы и курильницы, свидетельствуют о высоком мастерстве Воронихина как рисовальщика. Они выполнены в свободной живописной манере и с удивительной точностью передают формы предметов и свойства материала, из которого предполагалось сделать ту или иную работу. Так, в 1803 году по его чертежам был изготовлен туалетный прибор с большим красивым зеркалом "среди подарков для Ее Величества королевы Пруссии".

До последних лет своей жизни Воронихин работал в области прикладного искусства. Архивные документы содержат сведения о том, что в 1812 году ему были выплачены деньги "за два походных иконостаса, сделанных им для Его Величества, и за модели для серебряного туалета".""

Андрей Никифорович был также прекрасным мастером ландшафтной архитектуры. Эта грань его таланта с особой силой раскрылась в Павловском парке, где он продолжал работать почти до конца своих дней. Для Павловского парка Воронихин проектировал мосты, беседки, павильоны, памятники, ворота.

Из работ, выполненных Воронихиным, наиболее интересной была та, которую он перестроил в 1807-1812 годах. Розовый павильон, для которого он также проектировал мебель. Павильон был построен из дерева с имитацией каменной кладки фасадов и живописными панелями, выполненными в одноцветной росписи в технике гризайль, создающей иллюзию скульптурных барельефов. Завершенный небольшим куполом, яркий и элегантный Розовый павильон стоял на берегу пруда в искусственно созданной среде розовых кустов.

-19

Во время Второй мировой войны павильон сгорел. Теперь он восстановлен, хотя и не в дереве, а в камне.

Воронихин был участником конкурса на проектирование памятника-мавзолея Павлу I в Павловске. Помимо Воронихина свои проекты представили архитекторы А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон и Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор. Победителем стал Томас де Томон. По его проекту в Павловском парке был построен мавзолей в виде небольшого греческого античного храма с четырехколонным портиком со стороны главного фасада. Воронихин, как главный архитектор Павловска, принимал активное участие в его создании.

В отличие от Тома де Томона, Воронихин предложил иную композицию — в виде круглого храма в плане, наподобие римского пантеона, но с не одним, а четырьмя портиками. Наиболее развитый главный портик должен был отмечать вход в интерьер символическим каменным надгробием.

Из утилитарных построек для Павловска интересен проект оранжереи с расположенным в центре остекленным куполообразным павильоном, такими же прозрачными крыльями и обрамляющими их небольшими боковыми пристройками.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, стоит отметить мост через реку Славянку у башни Пиль. Небольшой, пологий арочный мостик хорошо вписывается в уже сложившийся архитектурно - художественный ансамбль.

Известно, что Воронихин принимал участие в работах по переделке интерьеров Гатчинского дворца, но документов, уточняющих эти работы, до сих пор не найдено. По сохранившемуся проекту реконструкции угловой части Конюшенной площади, где располагались покои императрицы, можно сделать вывод, что Воронихин мало что сделал для их перепланировки и в основном перенес печи и камины.

Вместе с А. Д. Захаровым Воронихин разработал проекты Гатчинского сельского воспитательного дома, предложив несколько вариантов. При этом Воронихин исходил из той же архитектурной схемы: центрально расположенное церковное здание сочетается с диагонально ориентированными жилыми и учебными корпусами, образуя два симметричных квадрата относительно церкви. В одном случае Воронихин подчеркивал центр композиции изогнутой колоннадой и куполом, рассчитанным на всю ширину церкви, в другом — скромно обозначенным шестиколонным портиком, достигавшим большего единства всех архитектурных объемов.

Малоизученной стороной творчества архитектора остается его работа реставратора. Сохранился документ 1809 года, согласно которому Воронихин восстановил Румянцевский обелиск, спроектированный В. Бренном в 1799 году на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, построенный там же, но ближе к Мойке.

К моменту реставрации памятников многие бронзовые детали исчезли или были повреждены. Воронихин сделал рисунки "поврежденных или утерянных бронзовых украшений", а мастер Академии художеств В. П. Екимов, отливший ранее статую Суворова, выполнил недостающие части в бронзе.

Воронихин совмещал проектно - строительную деятельность с преподавательской. Студенты Академии художеств проходили подготовку на строительстве Казанского собора и Горного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 года Андрей Никифорович был профессором, а 23 сентября 1811 года он был назначен старшим профессором архитектуры, сменив автора адмиралтейства А. Д. Захарова.

Став профессором Академии художеств, Воронихин получил право на академическую квартиру. Отданный ему небольшой деревянный домик, который когда-то располагался в академическом саду со стороны 3-й линии Васильевского острова, на месте мозаичной мастерской, архитектор полностью перестроил по собственному проекту, оборудовав в нем свою мастерскую. Работы начались в 1808 году и были завершены в следующем году. Воронихин жил в академическом доме до конца своих дней.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812-1814 годов, он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они остались на бумаге. 21 февраля 1814 года Андрей Никифорович скоропостижно скончался. Похоронен на Старобешевском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был установлен памятник в виде колонны. Ствол его пересекает каменная ржавчина, на которой высечен барельеф с изображением Казанского собора.

-20

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант