Найти тему
Наталья Коваленко

Материалы к сочинению на ЕГЭ по литературе. Анализ образов Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Орас Верне, картина "Наполеон в битве при Йене. 14 октября 1806 г"
Орас Верне, картина "Наполеон в битве при Йене. 14 октября 1806 г"

Причины возвышения Наполеона (по Л.Н. Толстому)

Личность Наполеона:

· невежественная самоуверенность и самолюбование,

· наглость и слепая уверенность в своей правоте,

· идеалы славы и величия Наполеона, которым Европейское общество не смогло ничего противопоставить, находясь в процессе духовного разложения и не имея своих идеалов, своей национальной идеи,

· удачно примеренный им на себя образ романтического героя, «витавший в воздухе» в ту эпоху, он как бы присоединился к этой популярности и сделал её частью своего имиджа (пример успешного «самопиара»).

Отличия от образа Кутузова:

· оторванность Наполеона от того народа, которым он вознамерился править (он даже не француз, и Толстой планомерно показывает, как будущий полководец французов «совался» на заре своей карьеры в армии чужих для себя стран, и его не брали на службу), и оторванность от своей родины, Корсики,

· Толстой убежден в ничтожности личности Наполеона и видит причину его успеха лишь во множестве переплетающихся между собой и сошедшихся благоприятно для императора исторических случайностей, тогда как о Кутузове не раз подчёркивается: только он понимал всё огромное историческое значение происходящего,

· Отсутствие у Наполеона здравомыслия, подмена критического мышления непомерной самоуверенностью (Толстой подчёркивает, что мысль или идея казалась императору хорошей не потому, чтоб она была хороша, а потому лишь, что она пришла ЕМУ в голову).

В чем гениальность Кутузова (по мнению Льва Николаевича)?

1. Стихийность, масштабность характера и мышления Кутузова

· провидческий, интуитивный характер его стратегических решений,

· естественность натуры – он не придворный, не умеет притворяться, умеет только быть собой,

· сложность натуры. Он как будто часть самой истории, составляющая её силы. Создавая образ Кутузова, Толстой выводит идеальную простоту его личности, «шарообразность».

2. Внутренняя свобода

· способность анализировать происходящие в настоящий момент или в прошлом события и принимать решения единственно верные «сейчас» и в перспективе, отбросив всё наносное и неважное (героизм, награды, слава, величие… поза: «великая древняя столица бла-бла-бла»),

· руководствуется своими разумными выводами и целями, а не общественным мнением, удовольствием-неудовольствием государя и генералов; он не ведОмый человек, не тот, на кого можно легко повлиять и надавить,

· способность противопоставить себя всему миру и дурной молве, смиренно перенося нападки и злобную атмосферу вокруг себя, и настоять на своем решении исподволь, «гнуть свою линию» вопреки всему.

Следовательно, именно он пример человека, обладающего внутренней свободой.

3. Русский национальный характер

Цели Кутузова соотносятся со здравым смыслом (не с австрийско-немецкой военной теорией, не с французской бравадой и наглостью, не с придворным стремлением выслужиться в удобный момент, а с русским здравым смыслом). И потому он не считает нужным ни преследовать французов (бессмысленные потери с обеих сторон, пустая жестокость к уничтоженному и без того врагу, мучения для обессиленных, нуждающихся в отдыхе и лечении солдат), ни, тем более, идти дальше войной на Францию (русские отвоевали уже свою территорию, а чужого им не надо, своё бы удержать и обиходить, да и поход этот просто убьёт обескровленную Отечественной войной армию).

Ему не нужна слава. Его русский дух негодовал оттого, что чужие вторглись на нашу землю («мы их сюда не звали»), но когда враг повержен и бежит, полководец взывает к русскому милосердию и просит не добивать униженных и отпустить с миром восвояси. С момента освобождения России от французов миссия Кутузова как русского полководца выполнена, дальнейшая политическая «мышиная возня» между государями его не интересует - «и он умер». Так очень коротко и ёмко подытоживает масштаб роли Кутузова обычно многословный Толстой.