Итак, в субботу встала пораньше, чтобы успеть в город Чаплыгин ровно к 10 утра. Именно в это время открывается небольшой краеведческий музей на ул. Карла Маркса, 43, который по-другому называют Домом Меншикова…
Чаплыгин (или Раненбург по-старинному) поразил меня до глубины души своей опрятностью, честь и хвала местных жителям! Все дома, будь то исторические постройки или обыкновенные жилые здания, имеют ухоженный внешний вид. Все улицы чистые и засажены клумбами. Мне кажется, что даже брошенной бумажки мне не встретилось. Уже даже по тому, как горожане ласково называют свой город — Апельсинкой или Чапой, становится понятно, как тепло они к нему относятся.
История города довольно известная. Ещё в первой половине XVII века стояло на берегу реки Ягодная Ряса небольшое село Слободское (сегодня в Чаплыгине даже надпись подобную найти можно, как раз в том самом историческом месте, где располагалось старинное село). И когда Пётр I решил строить российский флот в Воронеже, очень часто стал он ездить через постоялый двор Слободского. В результате решили заложить здесь небольшую крепость. Доподлинно неизвестно, почему Пётр назвал новую крепость Ораниенбург (Апельсиновая крепость), но по местной легенде, царь перепутал яблоневые сады, окружающие село, с апельсиновыми.
А чуть позже подарил царь и село, и крепость своему любимому сподвижнику Александру Меншикову. По неизвестным причинам Меншиков решил развернуться в этом месте с особым размахом. Говорят, что он хотел построить здесь целый город, не меньше и не уже Петербурга. И действительно, если посмотреть старинные карты, то видно, что крепость в результате перестроек стала напоминать очертаниями Петропавловскую. Себя Александр Данилович тоже не обделил: отстроил огромный, богато украшенный дом, в центре которого, в некоей башне, был устроен его личный кабинет. Успел Меншиков основать и крупный монастырь — Петропавловскую пустынь.
Но грандиозным планам Меншикова не суждено было реализоваться, поскольку власть в стране сменилась, село и крепость были экспроприированы в пользу казны, а Меншиков стал узником в собственной крепости, перед длительной ссылкой в Сибирь. После Меншикова в застенках Раненбургской крепости побывали и князь Долгорукий, и несостоявшийся малолетний император Иван Антонович. Постепенно город для удобства стали называть Раненбург, со временем он превратился в очень богатый уездный центр, каким и оставался до советских времён. А затем, после Великой отечественной войны, чтобы не обижать чувства горожан немецким названием, он был переименован в честь основоположника аэродинамики Сергея Алексеевича Чаплыгина, который здесь родился.
Сегодня Домом Меншикова в Чаплыгине называют небольшое здание местного краеведческого музей, которое стоит почти на самом берегу реки Гущина Ряса. Припарковаться здесь можно прямо около входа на музейную территорию или чуть дальше: направо после поворота можно спуститься на машине ближе к реке, здесь тоже есть хорошая оборудованная парковка с живописным видом на небольшой мост.
Теперешний дом А. Д. Меншикова — это единственная из сохранившихся крепостных построек, которая устояла под натиском времени. Сама же крепость постепенно обветшала и разрушилась. Её воссозданный макет можно увидеть здесь же, в музее, и ещё раз понять, насколько похожа она была на крепость на Заячьем острове в Петербурге. Глубокие рвы, бастионы в голландском стиле и шпили, устремлённые вверх. Само здание музея — побелённый двухэтажный дом, который скорее напоминает московские каменные палаты со входной группой в древнерусском стиле.
Удалось мне прибиться к приехавшей на автобусе экскурсионной группе и осмотреть довольно богатую музейную коллекцию. С улицы даже и представить сложно, что небольшое строение может вместить в себя экспозиции по истории крепости Ораниенбург, города Раненбурга за разные периоды, о жизни местного помещичества и крестьянства, о местной природе и уездных знаменитостях. Как сказала экскурсовод, коллекция музея насчитывает около 16 тыс. экспонатов.
Мило, толково, интересно, только жаль, что истинный дом Меншикова в Раненбурге придётся всё-таки представлять в воображении и задавать один и тот же вопрос: что было бы, если бы грандиозные планы Александра Меншикова были реализованы? Возможно, именно здесь, на тихих берегах липецких речушек, красовался бы град Александров!
Покидая город Чаплыгин, не могла не запечатлеть два удивительных памятника, которые можно смело назвать уникальными. Тем более, что находятся они совсем рядом с музеем, можно даже на машину не садиться, а пройти через городской парк, обратно до улицы Советской.
Здесь, в скверике, совсем рядом друг к другу стоят: конная пара — Пётр I и Александр Меншиков. Этот памятник является единственным в мире, где двое человек сидят на лошадях на одном постаменте.
А слева от них — очень трогательный памятник «человеку в железной маске», именно так называют малолетнего императора всероссийского Иоанна VI, который большую часть жизни провёл за решёткой и был убит при попытке бегства.
Стартую из Чаплыгина ровно в полдень и еду чуть западнее, на границу с Рязанской областью, где стоит деревня Урусово, вотчина семьи лауреата Нобелевской премии и замечательного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.
Село Урусово небольшое, на три квартала деревенских домиков. Долгий осмотр достопримечательностей здесь мне явно не грозит. Пока ищу дом, что остался от усадьбы Буниных, вспоминаю свежепрочитанную историю. Дворянский род Буниных древний, богатый и плодовитый и имел только в Липецкой области сразу несколько родовых гнёзд.
Урусово является столь же древним поместьем, сколь древней является история этой фамилии. Самой ранней информацией, которую я нашла об этом месте, стала заметка о разделе имущества между братьями Буниными ещё при Анне Иоановне. Жила здесь и далёкая прабабка всемирно известного писателя, которую звали Анна Петровна Бунина, и которая была чуть ли не единственной профессиональной поэтессой своего времени (речь идёт о второй половине XVIII века). Похоронена она, кстати, здесь же, на местном кладбище. Ну а поместье это было продано другому древнему роду князей Кропоткиных ещё до рождения Ивана Бунина. Сведений о том, что великий русский писатель бывал здесь когда-либо, я не нашла.
Ликбез! В своих воспоминаниях П. А. Кропоткин, известный анархист и революционер, так писал о родовом поместье прадеда: «Село расположено на каком-то удивительно радостном месте, полном простора и света. Со стороны холма, на котором оно стоит, кажется ещё более высоким, приподнятым мощным вертикальным всплеском каменных объёмов Николаевской церкви... У подножия холма прихотливо петляет покорная изгибами бесконечного оврага — какими богата наша Среднерусская возвышенность — Ранова, приток Прони. Ранова — речка живая и какая-то очень интимная в зарослях пышного лозняка, паслёна, осоки. Время от времени она как бы прижимается к высоким, крутогрудым холмам, освобождая пространство для зелёных ровных лугов. А подойдёшь поближе — запах луговых трав, «горький дух» лозины, тишина и ласковый шелест воды в осоке...»
Если ехать по улице Центральной, по которой я в село въехала, то можно увидеть двухэтажный дом, под номером 25 — местную общеобразовательную школу. Это и есть главный барский дом бывшей усадьбы Буниных-Кропоткиных. Красное потёртое здание, почти двухэтажное по центру (почти, потому что первый этаж находится вровень с землёй), с двумя одинаковыми одноэтажными пристройками по бокам и белыми ромбиками, в качестве декоративного элемента. Вышла из машины, философски вздохнула, задуматься о вечном не получилось.
На могилу поэтессы Буниной не поехала, развернулась и тем же ходом покинула село.
________________________________________________________
Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!
Подписывайтесь на наш канал, будем вместе искать необычные места недалеко от большого города.