Очевидно, что Банк России берет за образец структуру работы американского агентства Consumer Financial Protection Bureau, которое контролирует соблюдение прав потребителей.
В США данная деятельность CFPB направлена на выполнение закона о защите потребителей CPA и закона о регулировании банковской деятельности. Информаторами в США могут быть как сами потребители, так и работники организаций, обслуживающих потребителей. Заметьте, эти функции в США выполняет не центробанк, а отдельное бюро.
Понятно, что в России ЦБ играет роль мегарегулятора и надзорные функции за соблюдением прав потребителей финансовых услуг соответствуют этой задаче. Как всегда, вопросы в деталях. Будут ли в Банке России принимать анонимные жалобы, как будет осуществляться этот процесс? Какие гарантии безопасности для тех, кто не скрывается и сообщает информацию о нарушениях в своей компании? Где гарантии, что база данных по информаторам не уплывет из Банка России? Пока по этим вопросам ясности нет.
Автор: ведущий аналитик QBF Олег Богданов