Решила разбавить свой канал обзорами на литературу, которой пользуюсь в работе. Начну с книги о "сильном тексте" ПИШИ, СОКРАЩАЙ.
Читать или нет нашумевший бестселлер Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой решать вам. Есть у него как плюсы, так и минусы. Книга эта объемная, четыреста с лишним страниц. Я предлагаю выжимку - самое полезное, на мой взгляд, в работе с текстом.
Хочу #разложить по полочкам материал, для этого разобью его на три части.
Часть 1 или "отжать воду".
Авторы книги проповедуют ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТИЛЬ. По их мнению он помогает сделать сложный текст простым, выделить главное и помочь читателям самостоятельно сделать выводы.
"Он помогает вытравить пустословие и обнажить суть", - пишут они.
Что это значит? Писать нужно КРАТКО (письма, объявления, деловая переписка), ЯСНО (статьи, отчеты, презентации) и УБЕДИТЕЛЬНО (пригодится при работе в социальных сетях и СМИ). А еще писать нужно ПРОСТО, в ущерб статусу и респектабельности. Филологи, крепитесь ;)
Авторы советуют почитать Уильяма Странка "Элементы стиля", в которой тот рекомендует избавится от лишних слов, страдательного залога и избыточных деталей. От себя добавлю: прочтите сперва Нору Галь "Слово живое и мертвое", особенно, если вы начинающий писатель (журналист, копирайтер, блогер, и т.п.). Это классика, база, основа основ.
А теперь структурируем советы "Пиши, сокращай":
1. Чтобы ваш текст стал сильным, он должен быть чем-то полезен читателю. Просто текст никому не нужен, даже если он будет красивым.
2. Текст должен быть максимально простым (не в ущерб смыслу разумеется). При этом говоря "простой" - не имеется ввиду примитивный.
3. Уберите стоп-слова (слова и фразы, которые удаляются из текста без потери смысла - это мусор и шелуха). На их место добавьте полезную информацию. Это важно, иначе текст станет пустым.
Примеры стоп-слов:
- Вводные конструкции убираем (такие как РАЗУМЕЕТСЯ, НАПРИМЕР, ДОПУСТИМ и т.д.) - они утяжеляют текст и не дают никакой полезной информации.
- Фразы вроде ВСЕМ ИЗВЕСТНО и НЕ СЕКРЕТ - удаляем или объясняем.
- Словесную нумерацию - долой. Не нумеруем мысли, а разбиваем на абзацы. Одна мысль - один абзац.
- Без вводной НАПРИМЕР - если можно убрать, убирайте.
- Откажитесь от оценок - читатель сам должен сделать выводы. Предоставьте факты, расскажите историю, пример.
- Штампы - ЗЛО! Примеры:" бьет ключом", "всеми цветами радуги", "команда единомышленников", "широкий спектр" и т.п. Будьте оригинальнее.
- Канцеляризмы и формализмы - долой! Пример: "в целях проведения", производится посредством" и т.п. Даже не думайте такими конструкциями, серьезно. Просто замените на одно слово.
- Говорить ПРЯМО и ПРАВДУ. Не сглаживайте углы, говорите как есть.
- Используйте простые слова. Есть термины по делу, а есть заумные слова для выпендрежа. Важно понимать разницу.
Если необходимо использовать заумное слово, в качестве нюанса, его следует объяснить. Но если не уверены в слове - не пишите!
- Критикуем работу, а не человека. Не оцениваем людей даже в мыслях, это не наше дело и не наше право.
- Если за причастием скрывается глагол - пишем глагол.
- Деепричастия удаляем (если смысл предложения не меняется).
- Страдательному залогу говорим НЕТ, это действие наизнанку.
- Числа ОКРУГЛЯЕМ до полезного читателю уровня точности.
- Неопределенные местоимения НЕ используем.
Если следовать всем этим советам, текст станет чище, информативнее и понятнее вашему читателю.
А еще, вы можете бесплатно проверить свой текст на чистоту и читаемость через сервис Главреда.
Продолжение выжимки, а именно, как ДОНЕСТИ МЫСЛЬ и РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ - в ближайшее время.
Информация была вам полезна? Расскажите об этом в комментариях. Ну а если вы не согласны с авторами книги или моим изложением, будет интересно узнать с чем именно и почему ;)