Содержание приятно удивило, несмотря на то, что описаны американские реалии, это не исключает делового подхода в родной действительности. Более того, применимо не только для художников.
И все выпады и реплики, мол, превращают творчество в бизнес, мне кажутся уже давно наивными. Как минимум, предупрежден, значит, вооружен, не наступишь на грабли.
Для себя, как для автора, нашла тоже массу полезного. Пожалуй, пора о содержании:
- Основы.
Чтобы понять свое творчество, авторы предлагают ответить для себя на тест-вопросы, которые подойдут любому творцу. Например:
- Чего вы пытаетесь достичь?
- Что вы хотите выразить?
- Как ваши работы должны воздействовать на зрителя?
- Каким вы видите свое дальнейшее развитие? И т.д.
Многие творческие люди мечутся, работать или не работать, посвятить себя целиком творчеству или зарабатывать где-то в другом месте. Мне показался достаточно дельным совет авторов книги:
Мы рекомендуем найти такую работу, которая станет дополнением к творчеству, это может быть место, где вам дадут неплохую скидку на нужные товары (например, художественный салон, склад пиломатериалов, фотолаборатория) или предоставят доступ к натуре (ботанический сад, научная лаборатория, дом культуры). Можно выбрать дело, где вы сможете отточить свои навыки: фотограф, печатник, иллюстратор, костюмер, стилист, декоратор, дизайнер, ассистент художника.
Пример того, как можно это удачно сочетать:
У меня есть блокнот для набросков, и всегда там рисую, прямо на занятиях, которые веду. С одной стороны, это неплохой инструмент обучения, с другой – отличный способ оттачивать собственное мастерство. Джозеф Смолински, художник.
Когда вы заложите фундамент, сможете начать готовить дорогу. И не только созданием произведений. Как раз об этом в книге нет ни слова. Здесь об организационной части: как протоптать дорожку к творческому успеху.
Один из пунктов – владение документацией.
Чем серьезнее вы будете относиться к бумажным делам в самом начале своего пути, тем меньше времени вам придется им уделять позже, тем лучше вы их будете контролировать.
От меня здесь однозначный кивок: «Да».
- Заявка. Что это, куда и как подавать. Зачем писать заявку, почему бы сразу не взглянуть на произведение?
На последний вопрос сразу ответ:
- Большинство просмотров – четко организованы и регламентированы по времени. Если бы все эксперты ходили по мастерским и смотрел на все работы, у них больше ни на что не осталось бы времени. Золотые слова.
- Заявка – это та самая одежка, по которой встречают, первая возможность продать свою работу. Солидно, профессионально составленная заявка сэкономит время и нервов, потому что хорошие шансы имеют странную привычку появляться на горизонте в самый последний момент, и вам придется делать в страшной спешке.
- Сколько художников всерьез полагает, что пропускать несколько вопросов в заявочном бланке – нормально, будто это что-то необязательное. Не делайте так. Одного этого достаточно, чтобы получить отказ.
Иногда автор сам не может подать заявку на мероприятие, это противоречит положению. На помощь придут фискальные спонсоры. Как с ними работать, как найти и прочие тонкости.
- Сайт и визитные карточки.
- Резидентские программы и гранты.
- Продажи.
- Передача во временное пользование и заказы.
- Договор о постоянном сотрудничестве. Составление договоров разных уровней и направленностей: договор комиссии, договор предварительного заказа и пр. в шаблонах, пояснительных записках, мнениях. Там, где есть отличия в законодательстве стран, встречаются пометки «а как у нас».
Юридическая ответственность может наступить в самый неожиданный момент.
О цитировании и копировании: «Самое большое заблуждение – что вы чисты перед законом, потому что «более 20% произведения подверглось изменениям», или, «произведение увеличено более чем на 30%» или сделана еще какая-нибудь ерунда со сколькими-то там процентами.Что касается России, в общем случае произведение переходит в общественное достояние, если с года смерти его автора прошло 70 лет.
Какие еще вопросы рассматриваются:
- Что делать со снимками работ, какие снимки вообще котируются в серьезных кругах (у нас, кстати, те же правила, не всегда очевидные).
- Какие публикации о вас считать ценными и в каком виде хранить и предоставлять.
- Приходы и расходы – больная тема для большинства творцов. Готовые списки и таблицы облегчат жизнь.
- О реестрах, каталогах, картотеках мы вроде имеем представление, да? Все да не все. Как и в любом деле, там найдутся теневые стороны.
- Очень деликатный вопрос – совместная организация партнерских мероприятий: сколько отношений сломалось, карьер подорвалось… Предлагаемый подход порадовал. Грамотные и глубоки критические вопросы раскладывают все по полочкам.
- Как работать с ярмарками, галереями, музеями (мы уже столкнулись со странными музейными особенностями).
- Как быть с сомнениями: подходит ли вам то или иное мероприятие. Вы склоняетесь ответить “нет”, но боитесь? Вам может стать подспорьем алгоритм:
- Хорошо ли я на этом заработаю?
- Будет ли от этого какая-нибудь польза моему произведению или творчеству в целом?
- Придется ли делать все самому?
Чарльз Лонг, художник.
Хотя… хотя….
В начале своего пути художник должен использовать любую возможность показать свои работы. И не бояться самому получать отказы:Быть профессионалом – значит постоянно получать отказы.
Тем более, есть причины отказа, которые от вас не зависят, есть такие, что зависят полностью от вас, а значит, вы можете на них повлиять. И стать успешным.
Что такое успех для художника? Думаю, если вы счастливы и сами считаете себя успешным – это и есть успех. Келли Клаасмайер, критик.
Ободряющее мнение для заключения:
Ценность произведения искусства в том, чтобы идеально подходить чужим идеям, но в том, чтобы приковывать к себе внимание, общаясь с каждым на его языке и раскрывая ему значимые для него смыслы. Бенджамин Уэйл, директор галереи.
© Наталья Спехова-Роси