Войну с СССР Гитлер определил для своих солдат как «войну на уничтожение», в которой обычные законы не действуют. В начале вторжения в Советский Союз каждый боец вермахта и Ваффен СС был проинструктирован, каких красноармейцев надо не брать в плен, а сразу уничтожать. С чисто немецкими точностью и пунктуальностью он исполнял эти инструкции.
№5 Евреи и комиссары
По поводу военнослужащих-евреев и политработников (комиссаров) Красной Армии был письменный приказ германского Генштаба: выявлять их среди пленных и расстреливать на месте. На Восточном фронте Гансы и Фрицы добросовестно всматривались в очередную группу военнопленных: «Juden? Kommissare?» и, выявив означенных лиц (или похожих на них), отделяли их от остальных и сразу же ликвидировали. Случалось, что переодетых политработников распознавали позже, уже в полевом лагере – по доносам пособников из числа пленных. Пощады им не было и в этом случае.
Нацистское руководство считало комиссаров непримиримыми фанатиками-коммунистами, которые будут продолжать вести подрывную идеологическую работу среди пленных. Поэтому решено было их просто ликвидировать. Евреи-военные тоже воспринимались как убеждённые апологеты большевизма, которые оказывают негативное влияние на пленных.
Конечно, немцы преувеличивали влияние комиссаров на красноармейцев. Напутствия политруков личному составу чаще всего были, по выражению фронтовика Николая Николаевича Никулина, всего лишь «малограмотным переложением дубовых и пустых газетных передовиц». Но линия германского командования была чёткой: евреев и комиссаров – репрессировать.
№4 Женщины-военнослужащие
К фанатичным приверженцам большевизма в начале войны немцы причисляли и советских женщин-военнослужащих. Им было непонятно: что делает женщина не медсестра и не повар в действующей армии? Ответ напрашивался такой: это фанатичка, пропитанная большевистской пропагандой.
Бруно Шнайдер из 8-го батальона 167-го пехотного полка в своих мемуарах подтверждает: да, в 1941 году была такая инструкция, причём сначала даже в письменном виде. Потом, правда, опомнились, и бумагу таким бесчеловечным приказом уже не марали. Но устно каждый командир роты продолжал доводить его до подчинённых. И они исполняли его, часто репрессируя даже попавших в плен женщин-врачей и медсестёр.
Кроме того, в понимании германского командования, пленные женщины становились ненужной и опасной (в смысле возможного разложения дисциплины) обузой, от которой лучше избавиться сразу.
№3 Пограничники
«Пограничников расстреливать на месте!» – этот приказ стал следствием ожесточённого сопротивления, которое оказали передовым частям вермахта советские погранзаставы. По плану германского командования, на захват каждой погранзаставы войскам отводилось 20 минут.
На деле же ни одна 485 погранзастав, первыми встретивших врага на западной границе, не была захвачена так быстро. Немецким солдатам приходилось тратить значительные силы и время на подавление их сопротивления, нести неоправданно большие потери. Гарнизоны 50-ти погранзастав не сдавались дольше месяца, даже оставшись далеко в тылу противника.
№4 Партизаны, диверсанты и помогавшие им лица из мирного населения
Партизаны своими диверсионными вылазками причиняли немцам много хлопот и приводили их в бешенство. Они постоянно разрушали коммуникации, пути сообщения, грабили склады и обозы, из засады убивали солдат и офицеров.
Только за подозрение в пособничестве партизанам немцы уничтожали целые деревни. У пойманных с оружием диверсантов или партизан путь был один – на расстрел.
№1 Снайперы, огнемётчики, сбитые пилоты штурмовиков Ил-2
Чтобы понять, почему немцы не брали в плен советских снайперов, достаточно сухих цифр. Снайпер Михаил Сурков убил 702 немца, Людмила Павличенко – 309, в том числе 36 – снайперов вермахта, которых она превзошла в «дуэли». Первая двадцатка лучших снайперов РККА застрелила более 8400 вражеских солдат и офицеров, а первая сотня – более 25 500 военнослужащих противника.
Специальной директивы не брать в плен снайперов и не требовалось: солдаты сами уничтожали их на месте, по своим негласным законам войны. Практически не было шансов выжить и у попавшего в плен огнемётчика. Ведь горючая смесь была очень страшным оружием. Поэтому огнемётчиков недолюбливали и сразу же расправлялись с ними.
Про пилотов штурмовиков Ил-2 немцы говорили нелестно, учитывая то, что советская авиация устраивала довольно успешные рейды на войска вермахта на марше. Поэтому у сбитых лётчиков-штурмовиков тоже шансы выжить в плену стремились к нулю.
Почему французский генерал расстрелял своих соотечественников за одно неосторожное слово
Разумеется, что даже в таких условиях были и исключение. Для советских солдат тоже существовали категории германских вояк, которым было не суждено попасть в плен. Но об этом я расскажу позже
«Невыносимые условия содержания»- как немцы использовали советских военнопленных
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!
А теперь вопрос читателям: