В 41 томе «Хуайнань-цзы» (淮南子), древнего китайского текста из династии Хань, говорится:
«Хороший человек сохраняет то, что у него есть, и не гонится за тем, чего у него нет. Если вы гонитесь за тем, чего у вас нет, тогда то, что у вас есть, исчезнет. Если вы совершенствуете то, что имеете, тогда то, что вы хотите, появится естественным образом».
Уважаемый человек тот, кто сохраняет свои достоинства и не желает того, что ему не принадлежит. Кто жадничает, тот в конце концов потеряет то, что имеет, потому что жадность и стремление не приносят благословений. Тот, кто нарушает закон и берёт взятки, потеряет свои благословения. Однако, если человек развивает добродетель, то всё, чего он хочет, придёт естественным образом, потому что добродетель обладает могущественной мудростью и может быть преобразована в благословения.
Вот три истории, иллюстрирующие древние китайские верования. Каждая из них говорит о важности искоренения жадности и развития добродетели, что в итоге предотвратит катастрофу и принесёт благословения.
Пророк Доу Це
«Цюньшу Дигэ», древняя китайская книга, написанная во времена династии Тан, в ней приводится история, произошедшая в периоды Весны и Осени и Сражающихся царств, о том, как пророк Доу Це призывал отказаться от жадности.
Доу Це, государственный чиновник в Чу, беседовал с Цзы Чаном, который имел статус линьин. Линьин — самое высокое звание, которого чиновник мог достичь, эквивалентное сегодняшнему рангу премьер-министра.
Цзы Чан спросил его о сбережениях и о лошадях. Вернувшись домой, Доу Це сказал своему младшему брату:
«Государство Чу рухнет, потому что линьин не может предотвратить бедствия. Когда я посетил его, он спросил меня о материальных вещах, и выражение его лица было похоже на выражение голодного волка. Я боюсь, что Чу обречено на крах».
Затем Доу Це рассказал о Цзы Вэне, который был одним из предков Цзы Чана: «Цзы Вэнь трижды отказывался от звания линьин и никогда не имел никаких сбережений, потому что он принимал во внимание нужды людей. Всякий раз, когда правитель Чэн государства Чу предлагал ему жалование выше, чем положено для его ранга, он отказывался. Он не приступал к должности, пока Чэн не переставал говорить о повышении зарплаты.
Кто-то спросил Цзы Вэня: „Люди гонятся за сокровищами и богатствами в жизни, но вы держитесь подальше от этих вещей. Почему?“
Он ответил: „Правительственные чиновники должны защищать простых людей. Сейчас большинство людей бедны. Если я стремлюсь к получению богатства, то на самом деле я получаю то, что было отнято у других. Если бы я так поступил, я бы пострадал. Поэтому я делаю это, чтобы избежать смерти, а не богатства“.
Вот почему род Жоао вымер во время правления Чжуана. А род Цзы Вэнь сохраняется, потому что они хорошие чиновники. Разве это не потому, что он рассматривал благо людей как свой приоритет и ставил собственное богатство на второе место?
Однако ситуация изменилась. Сегодня репутация Цзы Чана (потомка Цзы Вэня и помощника правителя Чу) очень плохая. У людей нет еды, они голодают. Цзы Чан не заботится о них, а накапливает богатство. Люди не перестают жаловаться на него. Чем больше богатства вы накапливаете, тем глубже ненависть к вам и тем больше жалоб! Разве состояние Чу не близко к его последнему вздоху?»
Год спустя началась война между государствами У и Чу. Чу потерпело поражение. Цзы Чан бежал в государство Чжэн, а правитель Чжао бежал в государство Суй.
Отказ от жадности: император Тайцзун династии Тан воспитывает своих людей
В книге «Сборник политических наставлений Чжэнгуань», написанной во времена династии Тан, есть история о том, как Тайцзун объяснял своим людям, как важно не быть алчным.
Он сказал: «Если у человека есть блестящая жемчужина, он непременно увидит в ней сокровище. Если он использует эту жемчужину, чтобы стрелять в воробьёв, это будет напрасно. Более того, жизнь человека более драгоценна, чем сверкающая жемчужина.
Если чиновник забывает о законе и берёт взятки, то он не ценит свою жизнь. Если даже блестящая жемчужина, которая является вещью и находится вне его тела, не должна использоваться для стрельбы по воробьям, что говорить о жизни человека, которая так драгоценна. Как мы можем использовать нашу жизнь в обмен на богатство и материальные вещи?
Если вы изо всех сил стараетесь оставаться верным и честным, делать добрые дела для страны и народа, то вскоре вы получите повышение. Однако если вы стремитесь к процветанию и будете брать взятки, то, как только это будет обнаружено, ваша жизнь окажется в опасности.
Это относится и к императору. Если он потакает чувствам и комфорту, требует от людей тяжёлого труда, верит только в мелочных чиновников, отворачивается от верных и праведных и так далее, если он примет участие в упомянутом выше, как династия сможет выжить? Император Ян династии Суй жил в роскоши, однако он считал себя уважаемым человеком. В конце концов он погиб от руки простого человека».
Год спустя император Тайцзун снова заговорил со своими людьми о жадности: «Я сказал, что жадный человек не умеет ценить богатство. Возьмём, к примеру, рядового чиновника, годовой доход которого весьма значителен. Если он берёт взятки и его поймают, он не только потеряет свою должность, но и его имущество будет конфисковано. Можно ли сказать, что он действительно ценит богатство?»
В другой раз император Тайцзун говорил о Гунъисю, высокопоставленном чиновнике в царстве Лу в периоды Весны и Осени и Воюющих царств: «Гунъисю любил рыбу, но никогда не принимал рыбу от других. Если правитель будет жадным, он потеряет свою страну. Если его слуги жадны, он скоро умрёт. „Книга песен“, известная конфуцианская книга, говорит, что жадный человек причинит вред многим людям. Это действительно так».
Тайцзун также сказал: «Правитель Хуэй государства Цинь планировал начать войну против государства Шу, но он не знал, как туда попасть. Тогда он построил каменных быков и положил рядом золото. Жители Шу увидели золото и подумали, что быки могут производить золото. Правитель Шу приказал пятерым сильным мужчинам принести каменных быков. Солдаты Цинь пошли по следу и разгромили Шу».
Император привёл ещё один пример: «Тянь Яньнянь, синун (звание, эквивалентное премьер-министру) династии Хань, принял взятки в размере 30 миллионов юаней. В конце концов он покончил жизнь самоубийством.
Есть много историй о страданиях из-за жадности. Извлеките урок из истории правителя государства Шу и Тянь Яньяна».
Генерал Го Цзыи сохранил мир, будучи не жадным и скромным
Го Цзыи (697-781 гг.), знаменитый полководец династии Тан, не позволял охранникам стоять перед его дверью. Все, от дворян до простых людей и мелких предпринимателей, могли входить и выходить из резиденции Го, и никто их не останавливал. Все были в курсе проблем семьи Го, независимо от того, насколько большим или маленьким было дело.
Например, кто-то сказал: «Сыновья Го обязаны носить воду и поливать поле. Они выглядят так же, как крестьяне или рабы».
Дети Го пытались убедить отца изменить образ жизни, но Го отказался принять их предложение. Они плакали и говорили: «У тебя большие заслуги, но ты не уважаешь себя. Все люди, независимо от того, богаты они или бедны, находятся под твоей защитой. Мы считаем, что ни Йи Инь, ни Хуо Гуан, которые были высокопоставленными чиновниками династии Хань, не были такими открытыми. Однако нам жаль тебя».
Го улыбнулся и сказал: «Это не то, что вы думаете. У меня 500 лошадей, и есть 1000 человек, которых поддерживает наше правительство. Многие люди завистливы и хотят оклеветать меня. Если мы закроем дверь, прервав связь с внешним миром, то если хоть один человек начнет клеветать на меня и жаловаться, что я не лоялен, вскоре появятся те, кто захочет причинить мне вред. Тогда вся наша семья будет уничтожена. Будет слишком поздно для сожаления. Так что, когда все двери открыты, никто не может оклеветать меня. Именно по этой причине я живу таким образом».
Вероломные судебные чиновники отправляли шпионов следить за его семьей, но все они вернулись ни с чем. Наконец, его дети тоже убедились, что так будет лучше.
Го Цзыи сыграл значительную роль в становлении династии Тан будучи генералом в течение 20 лет. У него была большая власть, но ни один придворный чиновник не мог найти ничего против него. У него было много заслуг, и император никогда не думал, что он может совершить какое-нибудь преступление. Коварные чиновники много раз пытались причинить ему вред, но им это не удалось.
Преуспевающие потомки Го жили мирной и радостной жизнью. Это стало возможным благодаря его преданности стране, неприятию жадности, а также скромности, смирению и щедрости.
Жадность правит миром
Люди очень жадные. Когда человек безгранично предаётся желаниям, он не сможет снова подняться. Благословения и добродетель покинут его, и беды обрушатся на него.
Напротив, если человек совершенствует сердце, совершает добрые дела, отказывается от жадности и не живёт иллюзиями, он накапливает добродетель. Вы выиграете естественно и без погони. Это называется быть мудрым.
Древние говорили:
«Если человек хороший, бедствия будут обходить его стороной, даже если он ещё не получил благословений. Если человек злой, то он не получит благословений и столкнётся с бедствиями.
Отказ от жадности и развитие добродетели действительно могут помочь людям избежать бедствий и получить благословения».
- Больше интересной информации — на сайте Yuanming. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!