Сегодняшний феномен ни разу не признак обострения классовой борьбы или даже просто политической схватки за близость к кормушке.
Нет, нет и нет.
То, что мы наблюдаем, обсуждаем и осуждаем (некоторые же, наоборот, участвуют) есть типичное и обязательное поведение общества потребления. Ползучий переворот консюмеризма, выражаясь вычурно. И происходит сей ползучий переворот не вопреки, а благодаря пропаганде власти, именно поэтому он неугасим и, вероятно, нас ждет неизбежный финал.
Последние тридцать лет задачей школы, СМИ, литературы и искусства было создание и воспитание потребителя. И, худо-бедно, со своей задачей школа сотоварищи в основном справилась.
В отличие от старшего поколения, которое чинило и латало всё, что чинится и латается, современное поколение настроено на регулярную смену всего – телефона, телевизора, компьютера, автомобиля, микроволновки и т.д. и т.п. Отчасти это связано и с продуманным коротким циклом жизни тех же телефонов и чайников, но нередко отвергают и выбрасывают вполне работоспособную вещь только потому, что сейчас в тренде другое.
Разумеется, зависит все и от доходов. Если жители Московии каждые пять лет или даже чаще меняют автомобили, то обитатели России все больше покупают новые ботинки, куртки и телефоны второго эшелона.
Подстегивают и соседи: Ивановы, эвон, в Турцию едут, давай мы в Грецию, она круче! И т.п.
И вот на этом празднике жизни обыватель замечает несоответствие: последнее время ему раз за разом навязывают товар с признаками усушки, утруски и несомненными следами предшествующего пользования. Даже не сэконд-хэнд, а обыкновенные обноски.
Как каким-нибудь лохам и нищебродам!
Отсюда и зарождается конфликт, который обостряется при виде соседей, получающих новую обновку. Не факт, что соседская обновка лучше, она может быть много хуже того, что имеем мы. Но она – новая, даже если годами и очень старая.
Поскольку власть генерирует потребителей непрестанно, поскольку доля потребителей в обществе год от года растет, то она, власть, генерирует и своего могильщика, только сегодня это не пролетариат, а потребитель.
Страны, где общество потребления началось развиваться много-много раньше, чем в России, справляются с этим просто: регулярно меняют не власть как таковую, а символы власти – конгресс, президентов и т.п., при этом проводя и предпродажную рекламу, и саму продажу обставляя так же, как ушлые торговцы обставляют выпуск очередного смартфона.
Думаю, Россия, поблуждав, как водится, по косогорам и колдобинам, тоже пойдет путем смены символов власти.
Когда? Я не гадалка.