Вы наверняка знаете, но я повторюсь и напомню, ведь надо же как-то начать свой рассказ,)) что в петровские времена, да и при Екатерине Второй, за Старо-Калинкиным мостом через реку Фонтанку, город заканчивался и начиналась живописнейшая дорога в петровский Версаль – Петергоф.
Петергофская дорога, немного петляя приводила к городской заставе у Нарвских ворот, которых тогда ещё не существовало, они появятся только через сто лет в 1827 году и далее, практически прямой стрелой, чуть забирая вправо летела до Стрельны, оттуда - до Петергофа и уже от него, чудесно вторя берегу Финского залива, приводила путешественников в Ораниенбаум, паромной переправе к Кронштадту.
Одиночный верховой мог преодолеть расстояние до Петергофа за 9-10 часов, карета часов за 12-ть. Я говорю об общем времени путешествия, с отдыхом лошадей и путешественников.
Пётр хотел, чтобы дорога к его дворцам в Стрельне и Петергофе радовала глаз многочисленными парадными усадьбами. В свойственной ему простой манере он бесплатно «нарезал» участки земли вдоль Петергофской дороги под строительство усадеб и приказал: «Строить!» С самодержцем не поспоришь. Впрочем, вскоре Петергофская дорога превратится в престижнейшее место, где проживали богатейшие и приближенные к императорскому двору люди.
Усадьбой в XVIII веке считался не только усадебный дом. Усадьбой называли хозяйство, состоящее из многочисленных хозяйственных построек, парков, прудов и, разумеется, господского дома.
В XIX веке дворянские усадьбы уступили место купеческим. Для купцов, зарабатывавших деньги не за счет своих усадебных хозяйств, большие усадебные территории были ни к чему. Поэтому в XIX веке территории усадеб часто стали делиться на несколько, для нескольких новых хозяев. Не избежали этой участи усадьбы и на Петергофской дороге, которая в XIX веке постепенно стала превращаться из парадного в заводской район.
Почти все дворянские усадьбы XVIII века, расположенные на Петергофской дороге, дожили до 1930-х годов. Но, не до наших дней. Почему?
Часть усадеб была снесена при застройке района новыми многоэтажными домами. Строительство началось в 1930-е годы, когда на месте многочисленных деревянных бараков, кабаков и прочих временных построек начали возводить новые жилые районы. Это было подарком для жителей Кировского района Ленинграда, страдавших от нехватки жилья, правда при этом уничтожались усадебные дома и парки.
Некоторые сохранившиеся деревянные усадьбы бывшей Петергофской дороги были разобраны во время блокады Ленинграда на дрова. Многие каменные усадьбы были разрушены во время жестоких боев за Ленинград.
За 300 с небольшим лет, Петербург разросся, да так, что дотянулся до Стрельны и ряд сохранившихся загородных усадеб оказались в городской черте. Некоторые усадьбы настолько "вросли" в городскую среду, что не воспринимаются жителями города как музейные экспонаты. По обыкновению эти здания эксплуатируются как социальные объекты. Перечислю сохранившиеся:
- · Пр. Стачек, 45, усадьба Дашковой «Кирьяново». Отдел ЗАГС Кировского р-на;
- · Пр. Стачек, 158, дача Сиверса. Центр культуры и досуга «Кировец»;
- · Пр. Стачек, 186А, дом Воронцова «Богомоловская дача». Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии;
- · Пр. Стачек, 226, дача Чернышева «Александрино». Детская художественная школа «Александрино».
- · Ул. Чекистов, 13, Воронцова дача «Новознаменка». Санкт-Петербургская международная школа;
- · Ул. Чекистов, 19, Дача Миниха. Стрельнинская тяговая подстанция.
Дача Миниха, это крайняя из сохранившихся загородных усадеб в городской черте. Согласно исследованиям С.Б. Горбатенко, в 1714 году дача уже существовала и принадлежала боярину Тихону Никитичу Стрешневу, особо доверенному лицу Петра I, управлявшему государством вместе с Федором Юрьевичем Ромодановским. Со второй половины 1770-х до 1790-х годов дачей владел граф Христофор Сергеевич Миних, тайный советник, сенатор, внук знаменитого фельдмаршала Бурхарда-Христофора Миниха, который был ответственным в свое время за раздачей первых участков на Петергофской дороге.
С 1797 года имение перешло в руки Юрия Александровича Головкина, потом Александру Львовичу Нарышкину и так далее. Хозяева менялись, но в обиходе название оставалось прежним. Дача Миниха. Мы ещё вернёмся к ней, а пока переместимся ближе к станции метро Автово.))
Следуя по проспекту Стачек мимо станции метро Автово в сторону Стрельны, вы проследуете через путепровод и справа по ходу движения заметите одиноко стоящее здание из красного кирпича. Стачек, 91А. Его хорошо видно на фоне пустынного газона. Сегодня в нём разместился спортивный клуб «Энергия».
Здание было построено в 1914 году для трамвайной тяговой подстанции «Оранэл-а».
Справка. ОранЭЛ - сокращение от «Ораниенбаумская Электрическая Линия». Это амбициозный проект царских времён. Планировалось связать трамвайной линией петербургскую окраину – Нарвскую заставу и город Ораниенбаум. На сегодняшний день, знаменитый трамвайный маршрут №36 до Стрельны, является частью, задуманной в начале ХХ века «ОранЭЛ».
Трамвайная линия прокладывалась вдоль Петергофской дороги с загородными усадьбами и строилась в первую очередь для именитых дачников начала XX века. К осени 1917 года трамваи уже ходили до Стрельны, а пути были проложены до Мартышкино, то есть почти до Ораниенбаума. По линии ходили трамвайные вагоны, эвакуированные в Первую мировую войну из Риги.
До войны трамвайное кольцо располагалось у Львовского дворца-замка. В 1920-е годы рельсы от Стрельны до Мартышкино демонтировали и отправили в Закавказье, где широко разворачивалась добыча нефти.
В 1941 году нацисты, увидев в занятой ими Стрельне трамвай, решили, что уже вошли в Ленинград, до которого на самом деле было ещё 10 километров. Враги сбавили темп наступления, готовясь к уличным боям, и эта задержка помогла защитникам города укрепить оборону.
Теперь вернёмся к даче Миниха. В Великую Отечественную, она была разрушена до основания. В 1952 году на ее фундаменте было построено красивое классическое здание, повторяющее своим обликом особняки, Петергофской дороги. Именно туда и переместили новую Стрельнинскую тяговую подстанцию и перезапустили «ОранЭЛ-у». Вот такая связь времён. Была дачей, а стала подстанцией и служит людям до сих пор.
Спасибо, что дочитали до конца.