Найти в Дзене
Ретро фильмы

Самурай, стрелок, гангстер. Три одинаковых, но разных фильма.

Не так давно я задумал посмотреть спагетти-вестерны режиссера Серджио Леоне, так как, к сожалению, не был с ними знаком. К моему удивлению, «За пригоршню долларов» 1964 года - первый фильм из так называемой «долларовой трилогии», является ремейком фильма 1961 года режиссера Акиры Куросавы «Телохранитель». И еще больше я удивился, узнав, что этот ремейк не единственный. Фильм 1996 года

Не так давно я задумал посмотреть спагетти-вестерны режиссера Серджио Леоне, так как, к сожалению, не был с ними знаком. К моему удивлению, «За пригоршню долларов» 1964 года - первый фильм из так называемой «долларовой трилогии», является ремейком фильма 1961 года режиссера Акиры Куросавы «Телохранитель». И еще больше я удивился, узнав, что этот ремейк не единственный. Фильм 1996 года «Герой-одиночка» режиссера Уолтера Хилла, использует тот же сюжет. Во всех трех фильмах разное время, разные, но все же неуловимо схожие герои. Я решил посмотреть не только трилогию Леоне, но и первоисточник, и версию Уолтера Хилла, не чтобы выяснить какой фильм лучше, а чтобы узнать, есть ли отличия у трех, практически идентичных по сюжету фильмов. Кстати из «долларовой трилогии» буду сравнивать только первый фильм, так как только он связан сюжетом с оригиналом. Статья содержит небольшие спойлеры, так что аккуратнее.

В фильме «Телохранитель» действие происходит в Японии, в середине 19 века. В город приходит незнакомец (Тосиро Мифуне), и в местной таверне узнает, что город терроризируют два бандитских клана. С помощью хитрости и острого меча, ронин сталкивает банды между собой, а затем добивает оставшихся, после чего покидает город. Точно такой же сюжет разворачивается и в ремейках, отличаются лишь отдельные детали, и время действия. Так, например, в фильме «За пригоршню долларов» события происходят во времена Дикого Запада, а место действия – граница США и Мексики. Главный герой в исполнении Клинта Иствуда – умелый и очень опасный стрелок, который проезжая через захолустный городок решает заработать легких денег стравливая между собой две банды. Позже тем же самым руководствуется герой Брюса Уиллиса в фильме «Герой-одиночка». В этом ремейке действие перенесено во времена сухого закона в США, на границу с Мексикой, две банды в этом фильме контролируют весь почти что вымерший городок, со всем населением и шерифом. Эти три героя – самурай, стрелок, гангстер, настолько же похожи, насколько и различаются. Ими всеми движет желание заработать легкие деньги вначале фильма, стремление помочь женщине, попавшей в безвыходное положение в середине фильма, и жажда мести в конце, но все-таки они довольно разные. Герой Клинта Иствуда – неразговорчивый человек, серьезный, видно, что повидавший жизнь с очень скверной стороны, находчивый и хитрый. Все свои мысли он держит при себе, изредка посвящая в свои планы хозяина таверны.

Человек без имени в исполнении Клинта Иствуда.
Человек без имени в исполнении Клинта Иствуда.

Брюс Уиллис – ведет себя точно так же, как и его предшественник с Дикого Запада, но его закадровый голос постоянно вещает о том, что он сделал, что собирается сделать, что произойдет, если он это сделает и так далее. И это немного напрягает, если в фильме Леоне присутствовала некая загадочность в личности этого стрелка, то в фильме Хилла от неё не осталось и следа. Плюс свою лепту вносят перестрелки, в атмосфере вестерна очень классно смотрятся дуэли на пистолетах, и я сейчас не о европейских дуэлях с секундантами и группой поддержки, я о настоящем противостоянии стрелков из фильмов про ковбоев. Но в атмосфере 30-х годов это смотрится немного странно (но это чисто на мой вкус). Да и есть большая разница между одним точным выстрелом Клинта Иствуда, и ураганной пальбой из пистолетов с бесконечными патронами Брюса Уиллиса.

Джон Смит в исполнении Брюса Уиллиса.
Джон Смит в исполнении Брюса Уиллиса.

Но несмотря на всю крутость стрелка из фильма Леоне, самурай из оригинала мне понравился гораздо больше. В отличие от своих «коллег», герой Тосиро Мифуне предстает гораздо более живым. Если в ремейках главный герой казался загадочным, и чтобы усилить впечатление, и добавить крутости, он ходил всегда с абсолютно серьезной физиономией, то здесь самурай не хочет КАЗАТЬСЯ загадочным, он такой и есть просто потому что сам не знает куда идет, и что его ждет дальше, да в принципе ему и все равно. Но это не мешает ему смеяться, проголодаться, гневаться. Проявляя эти, казалось бы, простые человеческие эмоции, он вольно или невольно располагает к себе, и если за других героев не переживаешь, потому что они ограждены ореолом крутости, а значит их не убить, то в фильме «Телохранитель» перед нами простой человек, с непростыми навыками, но все же человек, а значит он чувствует боль. Как говорил герой Шварценеггера в фильме «Хищник» - если его можно ранить, значит можно и убить.

Сандзюро Кувабатакэ в исполнении Тосиро Мифуне.
Сандзюро Кувабатакэ в исполнении Тосиро Мифуне.

Далее речь пойдет об атмосфере самого фильма, и здесь скажу сразу – фильм Серджио Леоне вне конкуренции. Очень колоритные виды, салун, меткая стрельба из револьверов, отличное музыкальное сопровождение Эннио Морриконе, все это и создает то непередаваемое ощущение, которое называют атмосферой фильма. Фильм «Телохранитель» немного отстает в этом плане, а уж фильм «Герой-одиночка», как мне кажется, похож на микс двух несовместимых жанров. Режиссер просто попытался передать атмосферу вестерна, хотя фильм снят в сеттинге 30-х годов 20-го века, и одно с другим никак не вяжется. Меня все время не покидало ощущение что это должен быть нуарный детектив, ведь даже внутренние рассуждения Брюса Уиллиса смотрелись бы там гораздо уместнее. Но вместо этого нам показывают вестерн с гангстерами, что уж точно не добавляет атмосферности происходящему. Во всех трех фильмах фигурирует главный антагонист, который появляется в городе в середине фильма. В «Телохранителе» это Уносукэ, которого сыграл Тацуя Накадай, в фильме «За пригоршню долларов» - Рамон Рохо, сыграл его Джан Мария Волонте, а в фильме «Герой-одиночка» Хикки, в исполнении Кристофера Уокена. Все три злодея очень колоритны, но Кристофер Уокен произвел на меня сильное впечатление. Его Хикки вызывает чувство страха своей манерой общения, тихим голосом, и взглядом настоящего психопата. Его манера держаться и разговаривать очень хорошо вписывается в происходящее. Из всех троих именно он самый впечатляющий противник.

Хикки в исполнении Кристофера Уокена.
Хикки в исполнении Кристофера Уокена.

Можно сказать, что эти фильмы схожи даже в мелочах, например, то как главный герой выбирается из города после побега, как освобождает женщину, как выбирает дорогу в какую сторону поехать в начале фильма, и так далее. Но несмотря на всю схожесть, они поразительно отличаются. Фильм Акиры Куросавы – самурайская драма, в начале даже немного забавная, но чем дальше, тем более жесткие события происходят на экране. Фильм Серджио Леоне – отличный спагетти-вестерн, дающий начало целой трилогии, и бесчисленному множеству заимствований, клише и пародий. Фильм Уолтера Хилла – боевик с мощной стрельбой по-американски (стреляй как можно больше, в кого-нибудь да попадешь), боевик, пытающийся быть вестерном, но слишком динамичный для этого.

Подводя итог, могу сказать лишь то, что в каждом фильме было что-то уникальное – в «Телохранителе» это был главный герой, в фильме «За пригоршню долларов» это была атмосфера, а в фильме «Герой-одиночка» это был антагонист. У этих фильмов есть различия не по сюжету, по сюжету-то они как раз очень похожи, у них есть серьезные различия по наполнению, по содержанию. Впрочем, это лишь мое мнение, посмотрите эти фильмы, и составьте свое.