В 2020 году состоялась премьера очередной экранизации знаменитой сатирической антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Новый сериал состоит всего из одного восьмисерийного сезона. Будем надеяться, что его создатели откажутся от меркантильной идеи снять продолжение, так как, в принципе, история получилась цельной и законченной: есть в ней вполне однозначная концовка, на мой взгляд, исключающая любые возможности развития дальнейших событий. Любая попытка каким-то образом это изменить, как мне кажется, обречена на провал. И судя по финалу, создатели сериала на продолжение и не рассчитывали.
Сразу хочу сказать, что начальное впечатление от просмотра было не самым хорошим. Многие современные деятели сферы кино, чтобы завлечь зрителей, уж очень часто прибегают ко всяким эпатажным фишкам. Мне кажется, именно поэтому в самом начале так мало сюжета: необходимо завлечь зрителя чем-то уж очень впечатляющим, удержать его возле экрана любым способом. В данном случае что-то шокирующее – очень действенный метод.
Но как раз здесь, на мой взгляд, это немного подпортило сериал. Не стоило делать ставку на подобные вещи. Сериал вполне себе круто вытягивает на сюжете, на развитии действия, каких-то смысловых вещах. И тут создатели сериала постарались не меньше. Антиутопия сделана в духе лучших традиций: в ней есть все элементы, типичные для данного жанра. Это и вещество под названием «сома», которое стабилизирует психику, убирая сильные эмоциональные всплески (воспоминаем «Эквилибриум»); и компьютерный интеллект, который в какой-то момент переступает через ограничения, заложенные в него создателем (вспоминаем «Я робот»); это система контроля и воспитания (тот же «Эквилибриум»); это чётко выстроенная иерархия общества, разделённого на касты уже не только условностями, но и физическими принципами.
Что не очень понравилось в самом сценарии, так это смещение акцента с Дикаря, как инородного элемента, оказавшегося внутри новой для него системы, на главную героиню Ленину Краун.
Но это вообще современная тенденция западного кино, как художественного, так и анимационного, поэтому здесь сериал просто повторяет уже обозначенные закономерности. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что именно женщины в лице Ленины и основательницы Мустафы Монд двигают сюжет. Именно они думают над решением существующих проблем, связанных с их, казалось бы, идеальным, но далеко не совершенным миром. Ленина – вообще самый проработанный персонаж с точки зрения экспозиции и развития: только она претерпевает столь значительные изменения в мировоззрении, в ценностных ориентирах и, что самое главное, начинает действовать в рамках вновь приобретённой логики.
Дикаря же в какой-то момент как будто списывают в утиль. Он вообще перестаёт действовать. Например, никак не пытается остановить «эпсилонов». Его волнует только Ленина и то, как вернуть её. Этими же мыслями терзаем, кстати, и Бернард. Странно, но мне кажется, что в сложившихся обстоятельствах данные персонажи, особенно герой Дикаря, должны действовать несколько иначе. Вообще от Бернарда я также ожидал некоего превращения. Уж он-то точно казался тем самым «Альфой плюс», который должен выйти за рамки существующей системы, осознать всё её несовершенство и, возможно, как-то изменить её или стать чуждым ей. Но он не только не вышел за рамки существующего порядка, но и стал, по сути, его главным носителем.
Дикарь также не блещет изменениями, и это несмотря на то, что в его позиционировании как персонажа гораздо сильнее выглядит «исходное событие»: смерть матери, гибель отца, бегство из родного дома в совершенно новый для него мир. Неужели это никак не влияет на него?! Неужели никак не заставляет задуматься над тем, что происходит?! Если честно, то в новых условиях он ведёт себя как-то уж очень глупо: не пытаясь выяснить, как всё устроено, он продолжает существовать в каком-то своём мирке, в котором он привык жить, ещё находясь за пределами Нового Лондона. Он не пробует ничего менять, не пытается объяснить жителям этого места, каково это испытывать чувства, жить без сомы и без «Индры». Если до кого-то он и хочет достучаться, то только до Ленины. В принципе, «создательница чувств» отчасти права, когда говорит о Джоне, что тот ничем не примечателен и соответствует классу «Бета плюс», предпочитая проводить время в удовольствиях.
Если говорить о самой концепции, идея, конечно, не нова, но реализована на пять с плюсом. Мне видятся в сложившемся конфликте уже знакомые черты противостояния аполлонического и дионисийского начал, озвученные ещё Ницше, при этом «Индра» и общество Нового Лондона представляют некую гармонию, что соответствует Аполлону, а Дикарь и внешний мир – некие стихийные проявления, что явно соотносится с дионисийской природой разрушения и хаоса. Именно поэтому Дикарь – главный нарушитель спокойствия, разрушитель существующего порядка. Хотя, конечно, сома и празднества, присущие «дивному новому миру», – больше элемент дионисийства, чем аполлонизма, но здесь как раз и демонстрируется идея об использовании тёмной природы человека для того, чтобы контролировать его и выстраивать таким образом стройную систему. Причём праздники и определённые виды сомы доступны только высшим классам нового мира, а значит, в действительности это и есть элемента контроля над более свободными.
Однако в конце мы чётко слышим тезис о том, что в человеке есть некий элемент, который не поддаётся контролю. Он непредсказуем и неуправляем. И именно этот элемент – главный виновник того, что система рушится. Таким образом, сюжетно нам предлагается следующий вариант ответа: эти стихийные силы внутри человека, эти дионисийские проявления подавить невозможно – рано или поздно они проявляют себя. Рано или поздно человек, несмотря на то, что это грозит многими бедами, разрушением, страданием, выбирает сторону хаоса. Природу этого явления так и не удалось разгадать «Индре». Она решает эту проблему путём внедрения цикличности: она сворачивает систему, используя как раз неконтролируемые силы человека, и тем самым обретает необходимый опыт для своего дальнейшего развития.
Подводя итог всего изложенного, могу сказать, что сериал получился очень разноплановым и многослойным. Можно ещё много было бы сказать о том, что этот небольшой многосерийный фильм успел затронуть. Здесь и тема революции, и тема происхождения мира как такового. Однозначно присутствует тема Бога. Хорошо проработана любовная линия. Именно она выступает доминирующим мотиватором для всех главных героев. Спецэффекты, визуальное и музыкальное оформление сериала также на высшем уровне. Хорошо поработали костюмеры, в особенности над женскими нарядами. И даже вот такие нюансы как одежда очень влияют на восприятие того, что видишь на экране. В данном случае всё выглядит очень атмосферно и правдоподобно.