Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Агрессия. Лекарство - бокс.

Предупреждаю, жалостливым и сердобольным, живущим в мире здоровых, - не читать. Пользы вам это не принесёт, только ужаснётесь. А зачем вам это?

-------------------

Итак, поехали.

Я уже писала, как мы справляемся с агрессией во время занятий, перенаправляем на стол.

Но был период (ещё год назад), когда Гриша активно дрался во время сложных ситуаций и вне занятий. Случилась беда с компьютером, начинает рыдать, идёшь ему помогать, а он кидается на тебя с кулаками. Мозги отключились, ничего не соображает. Слова: - Успокойся, не бей меня, подожди, я помогу тебе, - не помогали.

И я думала, что же делать.

И придумала следующее, предупреждаю, очень странное.

Я предложила Грише БОКС.

То есть, как только Гриша начинал драться, я, как наивная девочка с улыбкой, хватала его за руки (чтобы не пострадать) и говорила: - Ты хочешь драться?

Повторяю, Гриша ничего не соображал в такие моменты. С его стороны, это не продуманное насилие, а хаотичные неконтролируемые им действия. От этого, конечно же, не легче.

Продолжаем.

- Ты хочешь драться?

Отвечаю за него. - Да, ты хочешь драться. Я тоже. Давай!!! Только дерутся в боксе.

Бокс - это спорт. Пошли. Беру его за руку, веду на открытое пространство слабосоображающего мальчика, ставлю. И говорю: - Давай заниматься боксом. И мы начинали драться. Руками, ногами.

У Гриши плохо с контролем тела, и удалось ему в меня по-настоящему попасть только один раз. В других - я поддавалась.

Постепенно в нашем боксе появлялись правила.

В голову бить - нельзя.

Когда противник кричит "стоп", надо остановиться. Привет, навык переключения, торможения, которым почти никто из этих чудесных аутичных детей не владеет. Понаблюдайте, они не могут остановиться, даже если хотят. Физически не способны. Их надо этому учить отдельно. И навык этот, приобретённый в специальных занятиях, типа Бокса, перемещается и в другие виды деятельности.

Потом появилось приветствие. Перед тем, как начать драться, мы кланялись, как в восточном единоборстве. А подравшись, кланялись опять.

Понимаете, ребёнок, который заведён, с отключённым самоконтролем, собирался, концентрировался и... кланялся)) А потом начинал махать руками и ногами.

В процессе Гриша очень радовался, смеялся. То есть негативные чувства его покидали. Я учила его поднимать ногу, чтобы попасть по бедру противника. Он слушался. Учила правильно отбивать удары руками. Он пытался научиться. И так далее и так далее.

То есть, неконтролируемая агрессия была возглавлена и превращена в организованный процесс. Не сразу. Это заняло время.

Что в итоге?

Какое-то время Гриша прям просил с ним заняться боксом. То есть, не только из сложных ситуаций мы выходили на ринг, но и просто по желанию. Иногда записывали в расписание бокс. Таким образом, неконтролируемые драки стали контролируемым планируемым видом деятельности с набором правил, с которыми ребёнок справлялся))

Что теперь?

Бокса в нашей жизни уже около полугода нет. Но и агрессии вне занятий тоже нет.

--------------------

Почему с занятиями проблема остаётся? Потому что это единственное время, когда от Гриши требуют невозможного.

Жизнь и бытовые проблемы, общение с людьми в неформальной обстановке, без необходимости прыгать выше головы, - это уже давно посильные для Гриши задачи и не вызывают неадекватного поведения. Он способен слушать, доносить свою точку зрения, идти на компромисс, следовать за лидером ситуации.

В занятиях это не так.

Поэтому я всем педагогам сразу говорю, что Гриша дерётся. Это вообще первое, что я говорю о Грише.

И это правда. Когда он сталкивается с непосильными задачами на уроке, какое-то время пытается их решить, не получается, и он, к сожалению, может начать физически устранять причину своих страданий. Мозги отключаются и вперёд. Что будут делать с этим педагоги, я не знаю. Я честно предупредила о такой возможности.

Я перенаправляю агрессию на стол, как рассказывала ранее.

Итак.
Не можешь победить - возглавь.
В нашем случае "занятия боксом", а не "маму бить нельзя", избавили нас от агрессии в быту и научили Гришу себя контролировать.
Хочу отдельно упомянуть. Наш способ - это не повод всем агрессивным аутичным детям заняться боксом. Нет. Это пример того, как я выстраиваю логику работы с очень сложной проблемой. Очевидно, если бы бокс не сработал, я бы искала другой вариант, наблюдая, анализируя и экспериментируя.

П.С. Ну и, конечно, наблюдая за Гришей в боксе, это было летом, я думала о том, как было бы хорошо ему, действительно, заниматься в спортивной секции. Он очень ответственный и исполнительный, как робот. Если задачу понял, будет выполнять, пока не завершит. 20 приседания, значит, двадцать. 50 прыжков на батуте, значит, 50. Никакой торговли, нытья. Робот с программой.

Вот только, если он не понимает, то... тушите свет. Он не способен сделать вид, как это делают и здоровые взрослые и здоровые дети, что понял. Нет, не понимаю, значит, не понимаю. И пусть весь мир подождёт.

Обязательно когда-нибудь решу эту проблему и расскажу, как это сделала.

П.С. 2. Уточню. Когда на сцену нашей жизни выходят вот такие способы коррекции, это значит, что все возможные методы из области нормальной жизни (запреты, объяснения, крики, запугивание, наказания) испробованы и не дали результата.

Удачи вам, дорогие мои читатели!

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ