Философия есть наука особого рода. Предмет философии всеобщий, т. е. такой, который целиком охватывает всю область человеческих знаний. Знание о всеобщем, целом, едином есть философия. Философия отвечает на вопрос, чтО есть предмет не в частности, а вообще, т.е. раскрывает сущность предмета, отвлекаясь от особенностей и случайностей его проявления в мире, или чтО есть вещи сами по себе. В отношении познания она выступает познанием самого процесса познания или мышлением мышления. Философия занимается выяснением ОТНОШЕНИЯ мышления и бытия или, проще говоря, - выведением истины. Метод философии спекулятивный, т. е. философское мышление это мышление абстрактных чистых форм, специально оторванных от конкретного, земного содержания. Философия исследует истину ради самой истины, без оглядки на практику.
Наука. Предметом науки является не всеобщее, а особенное: внутренний и внешний мир, мышление и бытие, дух и природа, взятые без их отношения. Наука занимается выявлением конкретной истины в определенной области, т.е. отношение мышления и бытия выходит за пределы изучения науки. Любая конкретная положительная наука является только частью знания о мире и не смотрит на мир в целом, как это делает любое философское учение. Метод науки преимущественно эмпирический: любая научная теория опирается на факты и фактами же проверяется на подлинность. Наука выдает истину в её конкретном проявлении и определенной связи с объектом исследования, но только в рамках своего предмета. Наука изучает истину не ради нее самой, а через призму ее практического применения.
Стоит добавить, что размышляя над предметом науки и научным методом неизбежно начинаешь философствовать и вступаешь в область философии науки, т.к. ясно, что единого предмета у науки попросту нет: наука изначально раздроблена на части в своем предмете. Грань между философией и наукой очень тонка и, по всей видимости, условна или не непроходима, из-за того, что знание всеобщего и особенного, абстрактного и конкретного находится в необходимом определенном отношении; Наука, - одним только своим мировоззренческим аспектом, - с легкостью проникает в философию, а философия в науку.