Найти тему
Павел Карякин

О культурно-историческом значении проекта "Тобольск и вся Сибирь". Обзор альманаха №23, посвящённого городу Кургану, часть 4

Из открытых источников
Из открытых источников

Подробный обзор альманаха №23 "Тобольск и вся Сибирь. Курган"

Статья опубликована в Отчёте общественного благотворительного фонда "Возрождение Тобольска" за 2014 год

4

28 Июля 1914 года мир потрясло сообщение о Сараевском убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда сербским террористом Гаврилой Принципом. В результате данного преступления, послужившего формальным поводом, грянула колоссальная социальная катастрофа, изменившая мир, судьбу России, а также глобальное всеобщее философское миропонимание – Первая мировая война. Масштаб мировых потрясений в результате войны был исполинский, и конечно, она коснулась не только тех территорий Российской империи, где велись военные действия, но и внутренних регионов. Не стала исключением и Тобольская губерния. И этой тяжелейшей, трагической странице истории посвящён материал Анны Жаровой «Курган в период Первой мировой войны». Самое страшное при подведении итогов всякого военного конфликта – цифры. Сухие и беспристрастные с одной стороны, значениями своими статистика и аналитика повергает в трепет и ужас с другой. Финансовые, экономические, и самое главное, людские потери, которые в отличие от первых – материальных, то есть – никак не восстановить. Ужас масштабов цифр – вот, что поражает прежде всего. Ещё одна тяжёлая сторона последствий войны, о которой идёт речь в статье – политический мотив: попадают под удар так называемые «гражданские военнопленные» – курганцы, являвшиеся подданными Германии и Австро-Венгрии. И конечно, социальные последствия: повышение налогов, инфляция, товарный и продовольственный дефицит. Ценность предложенного материала в данной статье всё в той же авторской беспристрастности: Анна Жарова ведёт речь не только о всплеске патриотизма, героизме, о подъёме национального духа, характерных для начала войны, но и о негативных последствиях. Последствиях, продиктованных сложившейся непростой исторической ситуацией (серьёзное ухудшение экономики в стране, связанное не только с военным конфликтом, отсутствие реформ, гражданская война), – исторической ситуацией, в ходе которой правительство значительно утратило свой авторитет в народных массах. Причём на разных уровнях.

Всякая общественная жизнь, всякое развитие социального института вкупе с духовным аспектом и социально-экономическим преуспеянием немыслимы без существования образовательной сферы, историю развития которой фиксирует в своей статье «От церковной школы до городской гимназии» Игорь Неупокоев. Автор рассказывает о льготных преимуществах, которые уже тогда предоставлялись ученикам из бедных сословий, о меценатстве богатых горожан в отношении поддержания и развития сферы просвещения. Описывая ход образовательной эволюции, интересно и то, что автор материала отмечает неравномерный, а иногда и откровенно низкий уровень образования отдельных педагогов, наряду с подлинными светилами в педагогической науке. Ярко выраженная авторитарная система образования, характерная, впрочем, для дореволюционного времени, о которой рассказывает Игорь Неупокоев, имела свои последствия и при всех положительных моментах, способствовала формированию определённой узости мышления, которую обществу было очень тяжело перешагнуть. В плане исторического контекста, это сыграло немаловажную роль в грянувших позднее бурных событиях и связанных с ними потрясениях.

Очерк Александры Васильевой, озаглавленный «Пространство областной столицы», ценен шириной охвата представленного материала. Временной промежуток, в который укладываются описываемые автором сведения о жизни города Кургана – от событий Второй мировой войны – самой страшной, кровопролитной и жестокой за всю историю человечества – до 80-х годов прошлого столетия – одиозной эпохи колоссального в своих амбициях и размахах советского строя. Сложная, пёстрая, неоднозначная, порой противоречивая жизнь эта, известная взлётами и падениями Кургана, как административной единицы, крупного промышленного региона, культурного областного центра; известная триумфальными достижениями в различных областях одних людей и покалеченными изломанными судьбами под молохом советской идеологической машины – других, – всё это часть Большой Истории (уместно ли с прописных букв?) – Великой Истории (уместно ли с прописных букв?), которую не переделать и не перекроить. С высоты взгляда на низвергнутые великие эпохи и великие идеалы, в свете критики великих ошибок и великих падений невозможно отрицать факта великой цели и великой идеи, которыми жили миллионы советских людей.

Город Курган (из открытых источников)
Город Курган (из открытых источников)

Продолжение следует

Если было интересно, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал - буду очень признателен! Всем добра, света и хорошей литературы!