Найти тему
vladimir teriohin

Новый учитель.

Эффективность навсегда.

В последнее время, особенно в связи с вынужденным режимом дистанционного режима, в который активно включились чиновники, рьяно насаждается новая креативная совершенная система «цифрового рая» (не без участия ли Германа Оскаровича?).

И вот уже в онлайн еженедельном педсовете выступает Мультимедиа продьюсер (вау!), с презентацией, в которой делится секретами мастерства, с бодрым призывом ко всем учителям изменяться, и становиться современными.

Дама, окончившая курсы в Великобритании, (вау-вау!) предлагает учителям представить театральную сцену, а затем себя на этой сцене, а заодно и весь театр (класс учеников).

В презентации красивые картиночки с демонстрацией рекламных и маркетинговых технологий, опирающиеся на широко известные приемы НЛП, англоязычные ролики, лозунги из репертуара Алана Пиза и Дейла Карнеги.

Резюме продьюссера короткое: нужно быть увлекательным, запоминающимся, мобильным, изобретательным, освоившим современные компьютерные технологии.

Учителя этого не знают, и, видимо, на знали никогда.

Революции (они же перестройки, трансформации, реформы) в системе образования – тема давно известная. Терпели их не единожды.

Со времен Коменского, Песталоцци, Ушинского, да и Корчака реформ было не пересчитать. И вот опять.

Вся инициатива проста, как выпитое куриной яйцо: наглядность. По-современному это звучит – ролики, и видео.

То есть, чтобы педагогика (= учителя) стала эффективна, учитель должен превратиться в клоуна и удовлетворителя, а вся методика в комплект Тимс, Тик-Ток (или что там его заменит в ближайшем будущем после окончательной блокировки заокеанскими медиамагнатами) и доску МЭШ.

При этом никто даже не задумывается, что все эти новаторские средства могут быть отключены движением руки, прищуром брови, или просто Гуглом, Эпплом и Майкрософтом.

А тут еще модный и вездесущий Харари на голубом глазу заверяет, что память сегодня человеку уже не так нужна (то-то Оскарович обрадовался), если есть Википедия, и смартфон Эппл (ха-ха), обладающие всей суммой человеческих знаний, не вмещающихся ни в одну даже самую гениальную человеческую голову.

Где-то мы уже подобное слышали про «конец истории», да бац, Трамп пам-пам, пам-пам. И снова пошла история писать…

Конечно, я стар, туп, консервативен, ленив, да еще и безразличен, но…

Вспоминаются достопамятные 90-е. И куда это все учителя-новаторы подевались, такие модные в те самые времена?

Где те самые «опорные сигналы», «кубики Зайцева», ориентация на наглядность, личностный подход?

Сгинули, как и не было их.

Возникали время от времени, помнится, пионэры из учителей, умудряющиеся весь урок облечь в некое подобие поэмы, и теоремы Пифагора преподносить трехстопным ямбом.

Вот посмотрел бы я на такого ученика, выучившего стихи о геометрии, сидящего перед тремя видеокамерами, и заполняющего бланки с заданиями ЕГЭ.

Ну, скажите, неужели вышеназванные Песталоцци, Ушинский, и иже с ними, не призывали использовать наглядность, опираться на все органы чувств (вижу-слышу-пишу), делать увлекательные паузы в уроках, привлекать внимание?

Еще как советовали. Классно-урочной системе несколько столетий отроду, и никто пока отменять не торопится.

Однако, приходит на ум (почему бы это) кондовый сержант из старослужащих, со сверкающей бляхой ремня, приспущенной почти до…, сильно ниже пупка, преподающий свою (армейскую, устав называется) науку не знающим даже трех слов без матерной связки салагам, из репертуара типа от забора до заката. И любящий повторять простые правила: не можешь – научим, не хочешь – заставим, не доходит через голову, через ноги дойдет…

Но то устав армейской службы. А как же все-таки с таблицей умножения быть? Весело, с прибаутками, ее не выучишь.

Или с «глупый Пингвин робко прячет тело жирное в утесах» (вот ведь шутка, до сих пор помню, а пин-код все время путаю).

Ну, ладно, не Горький, пусть современные и креативные Сорокина с Пелевиным наизусть (не приведи случай) учат. А историю по Акунину. А литературу по Быкову и Улицкой (которая изумительно удивляется, отвечая корреспонденту: не хотят они (сограждане) выходить на демонстрации за свободу, потому что слишком комфортно живут).

С науками более-менее понятно, а с воспитанием что?

Воспитывать примером, и кувыркаться в корыте с разноцветными шариками вместе с великовозрастным недорослем? Учить толерантности во время шествия «разноцветных» с розовыми шапочками-вагинами на свободных демократических головах?

А зачем вовсе учиться (а значить и учить), если «личность не нужна»?

Зачем воспитывать, если «идентичность не нужна»?

Зачем ЗУНы и (знания, умения, навыки) УУД (универсальные учебные действия), если память не нужна?

Зачем половая принадлежность, гражданство, если «суверенность не нужна»?

Зачем профессиональные компетенции, если «история кончилась»?

Попробовать ли логично объяснить, или подискутировать, почему действующего президента демократической страны, состоящей из соединенных государств, отключают от Твиттера, а призывающих к расправе с ним не отключают?

А вдруг завтра электричества не будет, а у меня ни памяти, ни Википедии под рукой, ни личности?

Или этого не может быть, потому что не может быть, чтобы демократичные не оказали благотворительность не демократичным, и не нанесли добро, да не причинили благо?