Россия по-прежнему страна не очень богатая, и поэтому далеко не все россияне готовы платить за дорогой современный автомобиль. На нашем рынке, как и на рынках других развивающихся стран, большой популярностью пользуются недорогие автомобили в простых комплектациях. Так, согласно опросу, проведенному AutoNews.ru, в котором спрашивалось о намерениях респондентов приобрести автомобиль до конца 2010 года, 14,9% человек из почти 12 000 опрошенных указали, что собираются в ближайшее время приобрести автомобиль стоимостью до 300 тысяч рублей. Это как раз самый дешевый сегмент российского рынка, где представлено не так уж мало автомобилей. В цену до 300 000 рублей на нашем рынке укладывается почти два десятка моделей, и это если не учитывать разнообразных скидок, которыми балуют покупателя продавцы. Скидки все время варьируются и то исчезают, то появляются вновь. Ориентироваться приходится на ценники, которые продавцы поставили на новые автомобили свежего года выпуска. Специально для тех, кто не верит в экспансию китайских автомобилей на российский рынок, – можете убедиться: в топ-20 самых дешевых на сегодня автомобилей российского рынка представлены семь российских моделей и семь китайских. Пусть по количеству продаж китайцы пока серьезно проигрывают, но если на семи штуках российские разработки уже почти закончились, то китайские только начинаются. За пределами сегмента самых дешевых автомобилей осталось еще немало китайских моделей. Кроме китайцев и наших, к которым еще можно причислить собираемый в Москве Renault Logan, в список самых дешевых автомобилей входят две модели из Узбекистана, две, собираемые в Южной Корее, и еще одна, которую к нам везут с Украины.
Повышенному спросу на российские модели и на Renault Logan способствует и действующая в стране программа утилизации. До окончания этой программы осталось буквально две недели, а благодаря ей с этих дешевых машин можно сбросить еще 50 000 рублей. Самой дешевой на российском рынке остается родная, простая и хорошо всем знакомая вазовская “пятерка”. ВАЗ-2105 появился на конвейере завода в 1980 году – тридцать лет назад. Это один их самых почтенных автомобилей в мире. Отличается устаревшей конструкцией и отсутствием средств активной и пассивной безопасности. Чуть дороже стоит другая старая вазовская модель – ВАЗ-2107. Между ними вклинилась супердешевая иномарка из Узбекистана Daewoo Matiz. У машины корейское происхождение, компактные размеры и маленький моторчик объемом всего 0,8 литра. В версии low-cost у маленького Matiz также нет подушек безопасности.Самая мощная в среде самых дешевых – новая модель УАЗа со старым названием УАЗ-469 и старой конструкцией. Однако 2,7-литровый мотор модели выдает 112 л.с. Базовые модификации других недорогих моделей не дотягивают и до 100 л.с. УАЗ сделал 469-ю модель, упростив конструкцию и комплектацию УАЗ Hunter. Большой мотор у Chery Amulet – объемом 1,6 литра и мощностью 94 л.с. Такую же мощность развивает и полуторалитровый мотор Geely MK. Самая современная из представленных моделей, если не считать свежие китайские разработки, которые появляются с космической скоростью, – Chevrolet Spark. Но даже эту модель уже пора менять, и у Chevrolet готова достойная замена – новое поколение модели, которое до конца года должно поступить в продажу. Hyundai Getz недавно получил преемника в лице Hyundai i20, который уж никак не может попасть в число самых дешевых. Семейство Logan в начале года подверглось рестайлингу и пополнилось хэтчбеком Sandero. Но даже эти современные модели для удержания низкой стартовой цены к нам поставляют без подушек безопасности, кондиционера и многих других опций. Вообще среди самых дешевых машин, которые представлены в базовых версиях, почти у всех нет ни элементарного комфорта, ни банальных подушек безопасности, спасающих жизни водителям и пассажирам. Для обеспечения нормальной возможности передвигаться летом в жару по городу любому автомобилю нужен кондиционер. Кроме того, автомобиль должен хоть немного защищать своих пассажиров.
Из двадцатки самых дешевых автомобилей только тринадцать можно приобрести в комплектациях, где есть кондиционер и фронтальные подушки безопасности. Правда покупателям придется платить больше. Безопасность и комфорт стоят у разных производителей по-разному. Китайские автомобили, как правило, уже в базе очень хорошо оснащены и имеют кондиционер и хотя бы одну подушку безопасности. Поэтому первая половина списка самых дешевых автомобилей с кондиционером и подушками – это китайские автомобили.Вызывает опасение тот факт, что китайские автомобили не проходили самого сурового испытания на безопасность крэш-тестами по европейской методике EuroNCAP, но все остальные модели в списке самых дешевых автомобилей рынка, которые не оснащены двумя подушками безопасности, также не проходили этих крэш-тестов. Наличие двух подушек безопасности в автомобиле – это обязательное условие европейских рынков.Что вазовские машины, что Chevrolet Spark или Renault Logan, когда в машине появляются подушки безопасности и кондиционер, а также ряд других опций, дорожают примерно на 70 000 рублей. Украинский Chance с кондиционером и только одной подушкой безопасности (подушка пассажира не устанавливается в принципе) можно взять только с более мощным мотором объемом 1,5 л вместо базового 1,3-литрового, а потому и цена вырастает более существенно – на 94 000 рублей.Самая же странная история с Hyundai Getz. Трехдверная модификация Hyundai Getz 1.1 GL с маленьким мотором и практически “голым” автомобилем специально создана компанией Hyundai, чтобы сделать стартовую цену автомобиля ниже психологически важной отметки в 300 000 рублей. Кондиционер и две подушки безопасности становятся доступны только в “старшей” комплектации 1.4 GLS Family. Но здесь придется платить не только за кондиционер и подушки, но и за более мощный мотор объемом 1,4 литра, и за пятидверный кузов, и за многие другие опции, которые установлены на эту модификацию Getz. В результате цена автомобиля подскакивает на внушительные 164 000 рублей (цена целых “Жигулей”).