Умеренность — одна из ключевых добродетелей, к которой стремятся стоики. Но тут есть нюанс. У умеренности тоже есть мера, которую надо соблюдать. Иначе легко пополнить ряды БИЧей и продолжить занятия философией уже на каких-нибудь свалках и теплотрассах. Такие философы существовали в древности (киники) и существуют сегодня среди бомжей. Я не осуждаю их, но это не стоицизм. Когда-то Зенон Китийский откололся от киников и создал школу стоиков, именно потому что был несогласен с "бесстыдством" своих учителей.
Итак, стоик должен знать меру умеренности и соблюдать её. Где эта мера? В качестве меры Сенека предложил взять минимально допустимые нормы благосостояния, принятые в обществе, в котором живёт стоик:
"Философия требует умеренности — не пытки; а умеренность не должна быть непременно неопрятной. Вот мера, которая мне по душе: пусть в нашей жизни сочетаются добрые нравы с нравами большинства, пусть люди удивляются ей, но признают. — «Как же так? Неужто и мы будем поступать, как все прочие, и между ними и нами не будет никакого различия?» — Будет, и очень большое. Пусть тот, кто приглядится к нам ближе, знает, насколько отличаемся мы от толпы. Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной".
В качестве теоретического обоснования этой меры Сенека предложил следующие четыре довода:
Во-первых, соблюдать указанную меру несложно и не дорого. А раз так, то отказ от её соблюдения противоречит человеческой природе. Стоики же обязаны следовать этой природе:
"Ведь у нас нет другой цели, как только жить в согласии с природой. Но противно природе изнурять свое тело, ненавидеть легко доступную опрятность, предпочитая ей нечистоплотность, избирать пищу не только дешёвую, но и грубую и отвратительную. Только страсть к роскоши желает одного лишь изысканного, — но только безумие избегает недорогого и общеупотребительного".
Во-вторых, стоики должны быть доброжелательны к другим людям и должны быть полезными членами общества. Но если мы преступим меру в своей умеренности, то превратимся в отбросов общества и не сможем быть ему полезными:
"Ведь само имя философии вызывает достаточно ненависти, даже если приверженцы её ведут себя скромно; что же будет, если мы начнем жить наперекор людским обычаям? Пусть изнутри мы будем иными во всём — снаружи мы не должны отличаться от людей. Пусть не будет блистательной тога — но и грязной тоже; пусть не для нас серебряная утварь с украшениями из литого золота — но не надо считать лишь отсутствие золота и серебра свидетельством умеренности".
"Первое, что обещает дать философия, — это умение жить среди людей, благожелательность и общительность; но несходство с людьми не позволит нам сдержать это обещание. Позаботимся же, чтобы то, чем мы хотим вызвать восхищение, не вызывало смеха и неприязни".
В-третьих, эпатаж — это проявление тщеславия, которое есть порок. Стоики стараются искоренить свои пороки. Значит стоики не должны эпатировать людей:
"Избегай появляться неприбранным, с нестриженной головой и запущенной бородой, выставлять напоказ ненависть к серебру, стелить постель на голой земле, — словом, всего, что делается ради извращенного удовлетворения собственного тщеславия".
В-четвертых, если стоики не будут соблюдать приличия, то не смогут сколько-нибудь успешно продвигать свои взгляды:
"Будем делать всё, чтобы жить лучше, чем толпа, а не наперекор толпе, иначе мы отпугнем от себя и обратим в бегство тех, кого хотим исправить. Из страха, что придётся подражать нам во всём, они не пожелают подражать нам ни в чём — только этого мы и добьёмся".
К последней цитате отмечу, что когда стоик говорит про "жить лучше, чем толпа", он имеет в виду не материальное благосостояние, а духовное. В общем, стоик проявляет разум во всём, в том числе и в умеренности.
#психология #минимализм #философия #мудрость #саморазвитие