«Это мой худший роман… Персонажи — безнадежные клише» – так охарактеризовал свой опус любитель нимфеток. Автору рецензии кажется, что маэстро либо кокетничал, либо был слишком строг к своему творению.
Бруно Кречмар – уважаемый представитель берлинского бомонда, муж миловидной верной жены и ценитель живописи. По ночам его терзают сальные сладострастные сновидения с юными барышнями, но осознавая несбыточность мечтаний, Бруно тешит себя уютным бытом.
Но синицей ему долго довольствоваться не приходится: коротая освободившиеся полчаса в кинотеатре, похотливый дедок остановил свой взор на юной капельдинерше.
Магда – представительница пролетарского Берлина из не самой благополучной семьи. Будучи сильной и независимой она отрекается от семьи, подрабатывает ради хлеба насущного натурщицей и грезит о Голливуде, пересматривая n-ый раз фильм с Гретой Гарбо. Будучи поматрошенной неким Мюллером и проформы ради посокрушавшись над своей неразделенной любовью, Магда идет за счастьем в трактир. Вместо желаемых трехсот марок неопытная жрица любви с трудом получает от двух молодых японцев десять мелких банкнот. Эмпирическим путем она выясняет, что пожилой обрюзгший старик куда легче расстается с шекелями. Новоиспеченный папик снимает ей нумера в приличных гостиницах, балует шубами, но слабое сердце не выдерживает стабильных кардио-нагрузок; героиня вновь оказывается без средств к существованию и решает приблизиться к кинематографу посредством работы в кинотеатре.
Бруно нерешительно осаждает хилую крепость Магды и вскоре овладевает ей. Магда понимает, что у этого сладкого пирожка кошелек потолще, а сердце крепче.
Бруно бросает жену с дочерью и предается кутежу. Через некоторое время в его обществе оказывается известный художник из Нью-Йорка – Роберт Горн, который некогда представлялся Мюллером. Искра, буря, безумие. Избыточный кальций в организме Бруно оформляется в виде рог.
Кажется, что перед нами пресловутый векторный любовный треугольник, размусоленный еще со времен античных трагедий, но данный роман достоин быть включенным в опус Бокаччо 11 главой, ибо после вышеописанных событий начинается *нал-карванал добротный триллер.
Несмотря на карикатурность, все персонажи рельефны. Кречмар поначалу вызывает лишь тягучее презрение, но после косплея на царя Эдипа отношение к нему кардинально меняется. Магда – инфернальная девочка, соблазнившаяся лоском и глянцем Голливуда. Горн – карикатурщик, не видящий границ своего холста.
Название романа ювелирно отражает фабулу: изображение проходит сквозь тонкую призму человеческой слабости и переворачивается в кромешной темноте.
Набоков с мастерством искуснейшего художника представляет нам живописную картину, ярко вырисовывая каждое движение, каждую ужимку. Он постепенно затягивает веревки судеб этого любовного треугольника, чтобы они с громким треском лопнули в конце.
7 телеграфных столбов из 10.