Найти тему

Money makes the world go round

Лица финансовых воротил

Все помнят эту «задорную» песенку из великого фильма «Кабаре» и эти слова: «Деньги заставляют мир вращаться». И для того, чтобы перекинуть мостик между названием, фильмом и сегодняшней темой – две цитаты.

Первая из классики. Как говорил т. Бендер: «Раз в стране бродят денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их очень много».

А вторая из грубоватого простонародного фольклора.

- Василий Иванович, Василий Иванович, там белые на том берегу пиво с раками пьют.

- Да ладно тебе, Петька, это у них рожи такие.

Итак, финансовые воротилы, люди, у которых денежных знаков очень много. Скажите, вы часто видели их портреты? Те, кто проживает сейчас на Западе, стараются избегать публичности, а проживающие в государствах бывшего СССР как правило заказывают свои портреты таким «талантам» что какие-нибудь шиловы-глазуновы кажутся по сравнению с ними Рафаэлями.

Но в XVI веке жил художник, который именно на подобных портретах и сделал себе имя, с которым вошёл в историю мировой живописи - Маринус ван Реймерсвале (1490-1546). Парадокс, но лично для меня столь сложное ФИО (да ещё и наложенное на все «прелести» передачи нидерландских имён в русской транскрипции – как его только не обзывали!) стало поводом для того, чтобы запомнить его ещё в детстве: «А это тот который…» и полностью имя можно про себя не проговаривать. По крайней мере одну картину видели все. Она часто репродуцировалась, в том числе в учебниках истории.

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Посмотрите, какие добрые, приветливые лица! На полочке, вверху,это извещения о сроках уплаты, о просроченной задолженности, об арестах счетов и имущества. А на столе «Главная книга» - там, там записаны все наши долги, должки и грешки, вместе с пенями и штрафами.

Кстати сказать, сам художник также был не лишён коммерческой жилки. Он быстро понял, что «сюжет пошёл». Картину много покупали и часто изготавливали с неё гравюры, что подтверждает факт широкого распространения игры в дартс в Нидерландах XVI века. Сейчас известно по крайней мере 6 вариантов, а с неопределённой атрибуцией (подражатели, ученики и т.п) и того больше. Помимо уже приведённого, это хранящиеся в Музее изящных искусств в Нанси, Королевском музее изящных искусств Антверпена, Лувре, Национальном музее изящных искусств Варшавы, Национальной галерее Лондона. Все они примерно похожи и все приводить не будем. А с эрмитажной я начал не из патриотизма, а просто как с самой знакомой. Кстати, название по-английски звучит как Two tax collectors– знакомые и очень любимые согражданами слова.

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Национальная галерея Лондон
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Национальная галерея Лондон

А, может быть, простодушный и добрый фламандский народ от всего сердца и без лукавства любил сборщиков податей, проявляя, тем самым, свою приверженность традиционным ценностям и установленному «от Бога» порядку управления и хотел иметь как можно больше их изображений? А против выступали только отдельные отщепенцы, финансируемые Францией (напомню, что в то время Южные Нидерланды уже входили в состав владений Габсбургов, главным соперником которых на континенте была Франция) и протестантами (кстати, годы жизни Лютера (1483-1546) почти совпадают с годами жизни Маринуса ван Реймерсвале).

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Королевский музей изящных искусств Антверпена.
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Королевский музей изящных искусств Антверпена.

Где там пылится ваше дело?

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Национальная галерея Лондон (фрагмент)
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Национальная галерея Лондон (фрагмент)
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Музей изящных искусств в Нанси (Франция)(фрагмент)
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Музей изящных искусств в Нанси (Франция)(фрагмент)

Есть другой вариант – групповой, точнее, некоторые названия отсылают к коллекторским агентствам XVI века.

Маринус ван Реймерсвале. Вариантов названия тут несколько – от тех же сборщиков податей до юридической конторы. Старая Пинакотека. Мюнхен.
Маринус ван Реймерсвале. Вариантов названия тут несколько – от тех же сборщиков податей до юридической конторы. Старая Пинакотека. Мюнхен.

Но, как известно, деньги хранятся и аккумулируются не только в госбюджете, но и в банках. Эти скромные труженики финансового фронта также попали на острие кисти художника.

Маринус ван Реймерсвале. Меняла и его жена. Музей изящных искусств. Валансьен (Франция)
Маринус ван Реймерсвале. Меняла и его жена. Музей изящных искусств. Валансьен (Франция)

Это именно банкир. Одна из самых распространённых банковских операций XVI века обмен монеты одной страны на другую. Стран в Европе было очень много, в одной Германии было столько государств, что считать надоест. Конечно, не каждая немецкая деревня чеканила свою монету, но банковский бизнес рос как на дрожжах, даже в отсутствие бумажных денег (они пока были не в ходу). Конечно же потому, что эти добрые люди все обменные операции совершали так, чтобы принести максимальную выгоду ближнему. За это Бог вознаграждал их ростом собственной прибыли и всенародной любовью.

 Маринус ван Реймерсвале. Меняла и его жена. Прадо. Мадрид
Маринус ван Реймерсвале. Меняла и его жена. Прадо. Мадрид

И здесь за спиной достаточное количество бумаг. Видимо это договоры, дополнительные соглашения к ним, извещения об изменении ставки, расписки и т.п.

В истории изобразительного искусства тема сбора налогов, банковской деятельности, ростовщиков, коллекторов и т.п. всплывала нередко. Но именно Маринус ван Реймерсвале превратил её изображение в профессию и сделал своим «фирменным знаком».

Кстати, не обошёл художник своим вниманием и самого известного tax collectorа мировой истории. И также неоднократно, но я, дабы не утомлять ваше внимание покажу только одну работу.

Маринус ван Реймерсвале. Призвание апостола Матфея. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид
Маринус ван Реймерсвале. Призвание апостола Матфея. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид

И здесь есть гора расписок, ящичек для кэша и толстые книги, в которые записаны все мы. Но здесь есть и начало одной из самых обнадёживающих для человечества историй, так что не только лики финансовых воротил Уолл-стрита, запечатлевал Маринус ван Реймерсвале.

Правовая оговорка № 1 – Всё написанное здесь относится исключительно к событиям и реалиям XVI века в соответствии с датами жизни художника. Любое совпадение реальное или вымышленное с любым из наших современников или группой лиц современности является случайным и не охватывается прямым умыслом автора. Всяческие домысливания, дописывания и аналогии целиком и полностью умысел лиц, их совершающих.

Правовая оговорка № 2 – ни одна буква и даже знак препинания в данной статье не могут рассматриваться как призыв к уклонению от уплаты законно установленных налогов и сборов или к совершению действий по непогашению кредиторской задолженности. И то и другое является противоправным деянием, о чём автор и предупреждает. Ну разве что разок не отказать себе в удовольствии послать в пешее эротическое путешествие телефониста (телефонистку) из коллекторского агентства, но и то, только в том случае, если они действуют с нарушением закона.