- Интересные факты
В конце 1940-х годов в мире появились первые пассажирские реактивные лайнеры - Британские "Кометы". Затем СССР вывел в свет Ту-104. Шаг за шагом винтовая авиация менялась на реактивную.
Какие же пассажирские самолеты из числа реактивных оказались самыми жизнестойкими, популярными, массово выпускаемыми? Это не "Джамбо Джет" и не А-320. Фактически об этом самолете можно сказать "почти Альфа и Омега". Он создан одним из первых и активно летает до сих пор. Хотя не обошлось без реинкарнаций.
"Наш герой" - Боинг 737
В процессе разработки, начавшейся в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого века, из проекта самолета на 60 человек, он превратился в первый лайнер , поднимающией в небо 103 пассажиров.
Торжественная церемония окончания сборки первого самолёта состоялась 17 января 1967 года. А первый Боинг-737-100 был введен в строй в компании Люфтганза в феврале 1968 года.
Сейчас выделяют 4 поколения "семьсот тридцать седьмых":
- Original - это Боинг 737-100 и 737-200
- Classic - это серия с 737-300 по 737-500
- Next Generation (NG) - Боинги 737-600, далее -700, -800 и -900
- Max - Боинг 737MAX-7, а также -8, -9, -10
Можно сказать, что самолеты "первые" и "последние" очень разные. Но их многое объединяет, включая общую компоновку лайнера и компоновку салона. На данный момент это единственный узкофюзелляжный самолет, выпускаемый компанией. Выпущено уже более 10 000 самолетов, а заказано еще более 4000 единиц.
Original
Вообще, когда только начинался этот проект, компания предполагала слегка доработать версию 727-го Боинга. Была идея сделать его менее габаритным, как поначалу просили авиаперевозчики. Предшественник - Боинг-727 - вмещал от 131 до 189 пассажиров. Сначала рассматривали вариант с расположением двигателей в хвостовой части. Но Джо Сартер, генеральный конструктор, утвердил идею двигателей под крыльями, что снизило расходы на обслуживание и в лучшую сторону изменило аэродинамику. Двигатели поставили прежние - Pratt & Whitney JT8D. От первоначальной идеи самолета с дальностью 1600 км тоже пришлось отказаться, так как это не устраивало заказчиков. Как результат, модель 727-100 имела дальность 2600 км, а Боинг 737-200 летал уже на расстояние 3500 км.
К слову сказать, Боинг 727-100 звезд с неба не хватал, было поставлено всего 30 машин. С Боингом 727-200 получилось чуть лучше, но ключевое слово именно "чуть". В 1969 году заказчикам было поставлено 114 самолетов, но явного роста продаж не было, в 1972 году компания вообще продала лишь 22 лайнера. Дела шли настолько плохо, что в перые годы 70-х Боинг даже всерьез задумывался отказаться от производства этой модели. Рассматривалась идея продать всю документацию японцам.
Но помощь "пришла откуда не ждали". Из-за экологических, политических и технологических причин в итоге была закрыта разработка сверхзвукового Боинг 2707. Плюс были перенесены сроки работ с Боингом 747 - той самой "Королевой небес". Это высвободило человеческие и финансовые возможности. На основании этого компания перераспредела свои ресурсы.
В итоге удалось реализовать программу совершенствования изделия, заинтересовать в "737-200" больше покупателей, выпустить грузовую версию этой модели, а также вскоре начать работу над следующей улучшенной серией Боингов 737. Всего же "двухсотых" было сделано 1114 штук.
Classic
Развитие авиарынков требовало вместительных лайнеров с еще большей дальностью полетов. На базе прошлых двигателей этого сделать было невозможно. И как раз в это время совместная французско-американская компания CFM International выпустила двигатель CFM56 с тягой от 82 килоньютонов (для сравнения тяга прошлого двигателя составляла до 60 кН). Компания Pratt & Whitney тоже вскоре стала изготавливать более мощные двигатели, но опоздала с этим совсем на "чуть-чуть".
Надо заметить, что Боинг 737 - довольно "приземистая" машина. Это делает обслуживание двигателей под крылом очень удобным. Но движки CFM по размерам были больше PW-JT89 и не вписывались в геометрию планера. Поэтому для новой модели Боингов пришлось доработать и сам самолет и чуть изменить компоновку двигателей. Но овчинка стоила выделки - расход топлива упал почти на 25%!
Итак, обновление до 737-300, после риска закрытия программы в начале 70-х, стало почти реинкарнацией модели с несколькими доработками. Про двигатель мы упомянули. Кроме того, фюзелляж стал длиннее на 3 метра, размах крыла - на полметра, а количество пассажирских кресел увеличилось до 149.
Интересно, что первый выпущенный Боинг 737-200 был 1001-м самолетом семейства. Он начал эксплуатироваться в 1984 году.
Далее появилась модель "400", вмещавшая уже 188 человек. А модель "500" фактически стала модернизированной моделью "200", ее длина была лишь на полметра больше, чем у 737-200, а пассажирова она брала опять всего 132.
Всего моделей серии Classic было произведено 1988 штук.
Next Generation (NG)
Когда взлетел первый А320, можно сказать, что "золотое время" Боинга подошло к закату. Конкурент зарекомендовал себя очень хорошо.
Боинг решил сделать "ход конем" и объявил в начале 1990-х о создании сразу четырех новых модификаций. Их позже и назовут "Next Generation". Первый Боинг 737-700 был впервые показан в 1996 году, 8 декабря. После него появилась модель "800", и только за ней была выпущена "600"-ка.
Эксплуатироваться лайнеры этой группы начали с 1997 года компанией Southwest Airlines.
"900"-я модель появилась в 1997 году и была заказана компанией Alaska Airlines. Начала эксплуатироваться в 2001 году. Это самый длинный самолет во всей группе, 42 метра от носа до хвоста.
Главные изменения - новое крыло, размах на 5 метров больше, площадь его возросла на 25%; появились винглеты; топлива самолеты брали почти на треть больше, чем прошлые модели; выросла дальность почти до 6 тысяч километров. Хотя двигатели оставили прежними, их также модернизировали.
Поколение NG оказалось очень успешным. Почти 70% всех 737-х Боингов - это именно "Next Generation". Всего их выпущено на данный момент 7067 штук.
5000-ный Боинг-737 был выпущен в 2006 году.
8000-ный борт отправился в компанию United Airlines в 20014 году.
737-MAX
Ради конкурентного преимущества с начала "нулевых" Боинг рассматривала создание совершенно нового самолета, который упразднит поколение "Семьсот тридцать седьмых". Но временные, технологические и финансовые рамки привели к тому, что оказалось уместнее вновь доработать старую модель (так и хочется написать "древнюю"), проведя глубокую модернизацию. Так появился Боинг-737МАХ.
Было решено заменить двигатели и улучшить характеристики самолета. Кроме того в кабине пилотов появились цифровые экраны, заимствованные у "Дримлайнера". Также изменились законцовки крыла, которые помогают снизить расход топлива на 5,5%.
Интересно, что на этом лайнере решили не закрывать убранные шасси в полете. Вернее, не закрывать сами колеса. Это немного ухудшает аэродинамику, но уменьшает вес и количество механизмов, а, значит, и процесс обслуживания.
Длина лайнера "MAX" на разных моделях меняется от 35 до 44 метров, а пассажировместимость - от 138 до 230 человек. Движки здесь тоже от фирмы CFM, но каждый уже имеет тягу 127 килоньютонов.
Этих лайнеров произведено пока 739 единиц.
А 13-го марта 2018 года в Рентоне, штат Вашингтон, компания праздновала знаменательное событие. Модель 737 вошла в книгу рекордов Гиннеса, когда официально был выпущен 10 000- ный лайнер!
Этот самолет достался компании Southwest Airlines.
Итоги
Итак, Боинг-737 пережил 4 поколения, четыре "реинкарнации", поэтически выражаясь. Каждое новое рождение - лучше предыдущего.
Пока писал статью, подумал, а был ли у них хитрый план, чуть переделывая самолеты, просто войти в книгу рекордов Гиннеса? Как думаете? Пишите в комментариях.
В настоящее время самолетами марки Боинг-737 владеет более 500 авиакомпаний примерно в 190 странах мира.
За все время производства было поставлено более 10614 самолетов. Причем более 6 тысяч из них летают до сих пор.
До начала пандемии COVID-19, пока не было закрыто или ограничено авиасообщение многих стран, по статистике каждый 4-5 секунд в мире где-то садился или взлетал Боинг-737. По той же статистике эти самолеты провели в воздухе более 300 миллионов часов, что эквивалентно 35 тысячам лет. Перевезли они более 12 миллиардов пассажиров. В целом каждый 4-й реактивный пассажирский самолет в мире - это Боинг 737-й серии.
За более 50 лет эксплуатации с этими лайнерами произошло около 190 авиакатастроф, в которых погибли около 4 900 человек. Для сравнения в мире каждый год 1 млн 250 тыс человек погибают в автокатастрофах.
Эти Боинги угоняли 111 раз.
Средняя аварийность по всем этим лайнерам за все годы оказалась равной ~0,5%. То есть всего одна авария на 200 лайнеров в течение полувека. А доля катастроф - менее 0,2%.
Каждый год до пандемии выпускалось уже около 500 таких машин. А в 2010-м началось их производство в Китае.
А если, как всегда в моих статьях, дать волю фантазиям и метафорам, и задать вопрос, чему все это может научить...
...То для меня здесь главный интересный эпизод - это начало 1970х годов, когда проект был под угрозой. Фактически его продолжению мешали технологические и политические, а также финансовые амбиции (сверхзвук, Боинг 747, и другие). И то, что от них отказались, по-моему, подсказывает мудрую мысль: не всегда нужно гнаться за амбициями, а лучше думать о той пользе и ценности, которую мы можем создавать здесь и сейчас.
Вот такая история. :)
Можно в заключении спрошу:
- Доводилось ли вам летать на Боингах-737? Как ощущения?
- Что понравилось в статье, что удивило?
- В чем я ошибся, или что я упустил?
- Какую еще мораль вы вынесли из этой истории?
Пишите, пожалуйста, в комментариях. С удовольствием доработаю статью вместе с вами.
На этом все. До новых встреч!