Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПОМОГАЮТ УЗНАТЬ О ДЕТЯХ ТО, ЧТО ОНИ САМИ О СЕБЕ НЕ РАССКАЖУТ

В практике психологов давно существует один интересный инструмент — метафорические карты. Он никакой не секретный, вы тоже можете завести дома набор таких карт и время от времени играть в них в кругу семьи, узнавая о детях (и супругах) нюансы, которые они не смогут скрыть от вас, даже если захотят. Конечно, метафорические карты предназначены не для того, чтобы выведать секретные данные или разоблачить шпионов, но правда в том, что они помогают лучше узнать того, с кем играешь в эти карты, а зачастую и себя.

Психологи предлагают держать дома набор таких карт, если с ребенком затруднен диалог: например, ребенок стеснительный, ему трудно говорить о своих переживаниях, а подростки и вовсе имеют склонность к замкнутости. Карты помогут, если ребенок переживает какое-то травмирующее событие. Да и просто хороши ради теплого доверительного общения в кругу близких.

По сути метафорические карты это картинки карманного формата, с их помощью можно общаться на новые темы, помогать друг другу выговориться, сбросить стресс, напряжение и даже агрессию, но в игровой, неопасной форме. Игры в метафорические карты в кругу семьи многим помогают сблизиться и изменить атмосферу дома в лучшую сторону.

Карты можно сделать самим, можно купить специальные наборы, а можно использовать карты из уже готовых настольных игр типа «Имаджинариум» и «Диксит». Для детей лучше выбирать наборы с мультяшными и просто приятными изображениями. Например: «Сказка внутри тебя», «Расправляя крылья», «Самый счастливый день» и другие.

Первый принцип игр/работы с картами — озвучивать первое, что приходит на ум. Не нужно задумываться и просчитывать свои ответы, не старайтесь кого-то обмануть, лишь бы выглядеть лучше, не просчитывайте свои ответы. Говорите сразу, как только ассоциация или метафора пришла на ум.

Вот несколько занятий и игр в метафорические карты, которые можно практиковать с детьми, и для чего.

ИГРА «ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Для этой игры нужны карты с изображением разных животных, чем больше — тем лучше. Скачайте картинки из интернета, вырежьте из журналов, наклейте на картонные заготовки карт. Все, колода готова.

Суть игры:

  1. Предложите ребенку выбрать среди карт свое самое-самое любимое животное. Когда ребенок выберет карту, спросите, почему ему нравится это животное, за какие качества он его любит?
  2. Затем предложите выбрать карту с животным, которое ребенок тоже любит, но не так сильно как первое. Которое, скажем так, у него на втором месте по симпатиям. Спросите, за что ему нравится это животное, какие качества в нем его привлекают.
  3. Пришла очередь выбрать третье животное, условно на третьем месте пьедестала любви. Задайте те же вопросы: за какие качества ребенок любит это животное.
  4. Четвертую карту выбирает родитель под вопрос: «С каким животным у вас ассоциируется ваш ребенок?». Ребенок тоже берет себе карту под вопрос: «С каким животным у тебя ассоциируется папа/мама?»

Как интерпретировать результаты:

Первое животное — то, кем мечтает быть ребенок. Не буквально, конечно, а то, какими качествами он мечтает обладать (поэтому мы и спрашиваем, почему и за что он любит это животное, что в нем нравится).

Второе животное — то, как ребенок чувствует, как он выглядит со стороны в глазах окружающих, учителей, мамы, папы.

Третье животное — то, кем он чувствует себя на самом деле.

Ну и, наконец, четвертые карты — здесь интересно посмотреть, насколько ваши представления друг о друге и о себе совпадают. Родителям интересно также сравнить свой выбор с третьим выбором ребенка.

В эту игру можно играть раз в месяц, наши представления о себе, устремления, желания и цели постоянно меняются. Задавая себе вопросы о том, почему мне нравится то или иное животное, за какие такие качества, мы можем отслеживать внутреннюю эволюцию.

-2

ИГРА «НАСТРОЕНИЕ»

Под эту игру понадобится купить или сделать карты с абстракциями или картинками-ситуациями. Например, набор «Цвета и чувства» или «Самый счастливый день». Вообще, создание карт само по себе занятие объединяющее семью, так что на выходных вполне можно заняться подбором ассоциативных картинок под разные настроения и эмоции.

Суть игры:

Играть в эту игру нужно тогда, когда видите, что ребенок чем-то расстроен. Предложите ребенку выбрать ту карту, которая отображает его настроение сейчас, по желанию он может прокомментировать, почему именно эта карта ассоциируется у него с настроением в данный момент. А потом пусть он выберет карту с тем настроением, которое ему хотелось бы. Или с той ситуацией, в которой он хотел бы оказаться. Порассуждайте о том, что нужно сделать, чтобы первая карта заменилась на вторую.

ИГРА «МЕЧТЫ О БУДУЩЕМ»

Предложите ребенку выбрать ту карту из колоды, с которой он себя ассоциирует. Попросите ребенка рассказать, почему он выбрал именно эту карту, чем именно она его напоминает. Потом предложите выбрать вторую карту и пусть эта карта будет связана с тем, как он себя видит в будущем. Можно прямо так и спросить: выберите карту, на которой ты в будущем. Расспросите, почему именно таким он представляет свое будущее, как он к нему хочет прийти. Эта беседа поможет вам увидеть уровень самооценки ребенка, ну и собственно мечты.

ИГРА «СЮЖЕТ»

Суть игры в том, что вы рассказываете какую-то историю, а потом резко ее обрываете, предлагая ребенку самому закончить историю, выкладывая метафорические карты. Сюжетом может быть проблемный сценарий из жизни или просто придуманная сказка. Конечно, проблемные сюжеты должны быть приближены к реалиям жизни, на их примерах ребенок учится проработать возможные варианты поведения, если окажется в такой ситуации в реальности.

УПРАЖНЕНИЕ «СТРАХИ»

У каждого ребенка есть страхи. Предложите ему выбрать из колоды те карты, которые его пугают. Попросите рассказать, почему именно эти карты его пугают. А потом поищите вместе такие карты, которые могут победить те, что страшные.

Это лишь небольшая часть примеров занятий и игр, которые можно проводить с детьми. Обычно, к наборам карт идет исчерпывающее руководство, инструкции, но многое можно подсмотреть и просто в интернете.

— Ольга Ракитина

Читайте также: