Найти тему
Добрый ушной фей

Баротравма. Первым делом самолёты, а хороший слух потом

 

У счастливых людей уши в самолёте не закладывает. И, очевидно, многие себя к этой группе причислить не могут. Казалось бы, чего страшного в том, что в самолёте или, например, при нырянии заложило уши?

Ответ прост. Если это быстро прошло, то ничего – жизнь продолжается без последствий. И лишь редкие авиаперелёты будут напоминать об особенности строения среднего уха. Гораздо хуже, если ухо заложило и не возвращается в нормальное положение день. Второй. Третий. Заложенность может сопровождаться болью (первой жалобой боль будет при травме(ударе) по уху ладонью, уже потом травмированный обратит внимание на заложенность).

Барабанная перепонка не выдерживает нагрузки. Перелёт, ныряние или травма путём изменения давления в ухе заставляют перепонку вдавливаться внутрь (как парус на ветру). В первых двух случаях она задерживается в вынужденном положении, а в третьем случае резкое повышение давления способно пробить в ней дырку, именуемую в литературе перфорацией. И такое состояние потребует значительного времени для восстановления, а части людей даже потребуется операция.

До определённой степени баротравма сродни ране или синяку (в зависимости: есть перфорация или нет). Особенно в лечении. Повторно не бить. Обязательно исключить перелёты, дайвинг, барокамеру, единоборства. Ииспользовать обезболивающие средства.

В случае баротравмы без перфорации (аналогичной синяку) подойдут капли для ушей с лидокаином, если на него нет аллергии. Однако определить есть дырка в ней или нет без врачебного осмотра затруднительно.

Дополнительным провоцирующим фактором служит заложенный нос. Чем хуже он работает, тем меньше возможности у воздуха вернуться в ухо после выдавливания. В случае удара и образования перфорации заложенный нос уже не способен усугубить ситуацию, потому что для воздуха появляется новый путь – сама перфорация.

 

У счастливых людей уши в самолёте не закладывает. Но многие себя к этой группе причислить не могут. Казалось бы, чего страшного в том, что в самолёте или, например, при нырянии заложило уши?

Ответ прост. Если это быстро прошло, то ничего – жизнь продолжается без последствий. И лишь периодические авиаперелёты будут напоминать об особенности строения среднего уха. Гораздо хуже, если ухо заложило и не возвращается в нормальное положение день. Второй. Третий.

Баротравма случается, когда барабанная перепонка не выдерживает нагрузку. Перелёт, ныряние, удар ладонью по уху или громкий звук вызывают микротравмы в ней и так нарушают её работу. Но самое сильное воздействие может вызвать полноценный её разрыв – перфорацию.

Независимо от причины, основных жалоб две – боль и заложенность в ухе. Люди после авиаперелёта чаще жалуются на сильную заложенность и умеренную боль, после травмы – наоборот. Отступают жалобы быстро; за исключением состояния с перфорацией – тут дело можетдойти и до операции.

Баротравму можно сравнить с раной или синяком (в зависимости, порвалась перепонка или нет). И лечением тоже. Повторно не бить. Обязательно исключить перелёты, дайвинг, барокамеру, единоборства. И использовать обезболивающие средства.

В случае баротравмы без разрыва ("синяку") подойдут капли для ушей с Лидокаином, если нет аллергии. Однако определить есть дырка в ней или нет без осмотра трудно. Из самостоятельных техник подойдёт: зажать обе ноздри, надуть щёки. Если во время такого продувания ухо засвистит, перфорация точно есть. Однако отсутствие свиста не гарантирует отсутствия разрыва.

Заложенный нос всегда усугубляет проблемы среднего уха, поэтому в случае баротравмы, особенно после перелёта или дайвинга, врач посоветует капли для носа. Благодаря им воздуху легче будет долетать до среднего уха, что уменьшит риск среднего отита. После такой перегрузки его стоит опасаться.

 

С добрыми пожеланиями. Доктор Андрей Моисеев