Всем привет! С вами Лиич. "Время пострелять", не так ли?
Давно, очень давно я собираюсь с мыслями и вдохновением, чтобы исполнить свой "расстрел" на сегодняшее творчество музыкантов, если это можно так назвать.
Конечно, многие могут подумать, что я пахну нафталином, но это не так. Мне 19 лет, и я расту в интеллегентной семье, в которой тон здравого ума в сфере искусства задает мама, она учитель музыки. Её мнение и мое таково: мы "за" любое интересное новое и классическое течение в музыке." Классическое?! Это не оговорка: классика - это то, что не теряет актуальность годами, а иногда веками...
Классика
Что же тогда можно назвать классикой в музыке? В 18 веке это были Моцарт и Бах (Бах на самом деле стал знаменитым и популярным спустя многие годы после своей кончины), в 19 - это были классики, такие как Бетховен, Гайдн, Шуберт, Чайковский, Римский-Корсаков, Шопен, Штраус, в 20 веке музыка стала развиваться стремительнее - возник джаз и стал влиять на все течения музыки. Рахманинов, Гершвин, Миллер, Равель, Прокофьев, Дунаевский.
Джаз
Во второй половине 20 века вряд ли кто-нибудь назовет классиков. Классика, в нашем понимании, это что-то старое, на пианино и ещё поёт тётя скучным высоким голосом и слов не понять... Да, уже много позже манера пения поменялась, изменились ритмы (спасибо луизианскому джазу) - возникли такие направления в музыке, как поп, рок, соул, диско, рок-н-ролл, и это всё, опять же повторюсь, производные джаза.
Что такого в джазовой гармонии? Для начала разберемся с классической. Есть и такая, да-да. Классика строится на одной и той же гармонии, которая очень строгая: тоника-субдоминанта-доминанта-тоника (музыканты меня поймут), возможно отклонение в 6-ю, 2-ю, 3-ю, но это все в пределах гаммы. Джазовая же изначально имеет другую гамму и, ergo, другие ступени. Здесь возможно брать уменьшенные аккорды, пониженные ступени - in brevi, только красота, глубина, неожиданность и совершенно новые окраски. Еще джаз внес коррективы в ритм. Условно говоря, поменялся акцент на сильные доли.
Попробуйте посчитать "раз-два" несколько раз. На что вы делали большее ударение: на "раз" или на "два"? Если на "раз", то вы только что проиграли ритм, который использовали до появления джаза, если на "два" - это и есть джазовый ритм. Добавьте хлопки. Можно что-то побормотать. На "два" у вас получатся африканские напевы... Если с первого раза не получилось, попробуйте ещё)
Все наши композиторы-эмигранты такие, как Рахманинов, старались всячески вставлять джазовые "фишечки" в свои труды: послушайте любое его произведение, там сплошной джаз. Еще очень яркий представитель русского джаза, точнее, советского, Исаак Дунаевский - он писал музыку к пропогандистским фильмам, и ему было очень трудно маскировать музыку капиталистов в патриотические мотивы, но, как родинку на носу, джаз очень трудно не заметить...
О джазе можно говорить много, но как и о классике, у большинства неправильное предствление. Джаз - это что-то кабацкое, с едва слышными барабанами, ещё тётя непонятно поёт, труба какая-то странная играет. Да, это довольно верное мнение, но не истина.
Не зря у меня в статье всего два подзаголовка: джаз и классика. И один больше другого...
Вся музыка, которую мы имеем сейчас, обязана этим двум фундаментальным большим направлениям. Мне, конечно, можно было их и не разделять - джаз в свою очередь обязан классике, но так уж и быть, внесу что-то новое, может быть и абсурдное в сегодняшнюю систематику.
На самом деле это не самое абсурдное, что есть на сегодня. Главный абсурд - это музыка, которая актуальна сейчас. Классика, а потом и джаз расширяли возможности гармонии, теперь можно играть все ступени в тональности и ничего за это не будет, главное с умом их использовать.
А сейчас - все свелось не просто к трем аккордам, а к двум, а иногда и к одному. А мелодия испытывает всё то же - что говорить, Бузова с "Мало половин" обошлась всего-то 3-мя нотами! (писала песню, конечно, не она, а ST, но это капитальная редукция однозначно). Билли Айлиш в данном случае крутой лидер - аж три аккорда и 6 нот, если не считать сэмпл в припеве.
Совсем недавно сестра попросила меня подобрать песню Нилетто "Любимка". А недавно по телеку гоняли "Краш" с его участием. Так вот, подбирая мелодию, до меня дошло, что две этих песни смешались и я вообще не вижу между ними разницы! Со мной никогда такого не было! Мне сестра говорит: "Э... Так это две разные песни... Ты не помнишь что ли?" Нет, честно-пречестно - они одинаковые... И одна песня плавно перетекла в другую.
Еще меня убивает дикция исполнителей. Это что-то! Благо сестричка умеет переводить их лепет, но перевод не стоит музыки, как и музыка перевода. Трык-пык-мык, скрря, единственное что мне понятно - ёу... Но, насколько я знаю, его сейчас не особо-то используют. Крут тот раскрашенный исполнитель, как я его называю, "тупая луковица", думаю несложно догадаться, что это Моргенштерн. Его речитативы напоминают мне вокализ, но без гласных (очень тонкий сарказм).
За нашу эстраду я особо не переживаю - пусть исполнители получат свою "дозу" славы, мне их даже немножко жаль, как бабочек - живут всего несколько деньков... Можно подумать, что я им завидую в каком-то смысле. Да что таить - мы все немножко завидуем тем, кого видим на экранах и слышим в наушниках.
В любом случае, хочу сказать, что сейчас мировая музыка в глубокой яме - редукция достигла довольно сильного критического уровня, и лишь изредка есть какие-то исполнители, которые поднимают ее из омута. Всех перечислять не буду, вот некоторые, которые действительно позажигали звездочек запомнятся на долгие годы:
Марк Ронсон и Бруно Марс - на мой взгляд, лучшая песня на сегодняшний день. Соглашусь, в ней нет крутой мелодии, но в ней есть огонек, и прослушав ее раз, она точно не вылетит из головы и запомнится.
Фарелл Вильямс сделал прекрасную позитивную песенку - она точно войдет в топ лучших песен нового столетия (и насколько помню, уже вошла).
Из других можно добавить Леди Гагу, Меган Трейнор, Псая. Всё-таки мы их помним хотя бы спустя 10 лет после начала их карьеры. Естественно, они их нельзя сравнивать с такими гигантами двадцатого века, как Битлз, Абба, Фредди Меркьюри и Элтоном Джоном - это глупо.
Клипы, может быть, и не лучшие, но музыка действительно яркая, её можно напеть, её можно сыграть и не интегрировать случайно с другой песней, как в случае с Нилетто.
Думаю, вы заметили, что нет исполнителей нашей эстрады. Они есть, но они, по сравнению с "гигантами" с хорошей дикцией, слабы, и это отвратительно. Увы, такие проекты, как "Голос", "Икс-фактор" не дали должного результата и о многих талантах мы забыли. Иногда вспоминаем, конечно, Дину Гарипову, Анастасию Спиридонову, так они и были в первом сезоне...
За последние десять лет редукция только усугубилась, слова стали непонятнее, мелодия примитивнее, гармония скучнее. Увы, это уже тенденция вниз.
Спасибо за прочтение! Пишите в комментариях, что вы думаете по поводу современной музыки, нравится вам она или нет, и почему. Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие публикации.