Найти тему
И физик, и лирик

Современная музыка: прогресс или деградация?

Оглавление

Всем привет! С вами Лиич. "Время пострелять", не так ли?

Давно, очень давно я собираюсь с мыслями и вдохновением, чтобы исполнить свой "расстрел" на сегодняшее творчество музыкантов, если это можно так назвать.

Конечно, многие могут подумать, что я пахну нафталином, но это не так. Мне 19 лет, и я расту в интеллегентной семье, в которой тон здравого ума в сфере искусства задает мама, она учитель музыки. Её мнение и мое таково: мы "за" любое интересное новое и классическое течение в музыке." Классическое?! Это не оговорка: классика - это то, что не теряет актуальность годами, а иногда веками...

Классика

Что же тогда можно назвать классикой в музыке? В 18 веке это были Моцарт и Бах (Бах на самом деле стал знаменитым и популярным спустя многие годы после своей кончины), в 19 - это были классики, такие как Бетховен, Гайдн, Шуберт, Чайковский, Римский-Корсаков, Шопен, Штраус, в 20 веке музыка стала развиваться стремительнее - возник джаз и стал влиять на все течения музыки. Рахманинов, Гершвин, Миллер, Равель, Прокофьев, Дунаевский.

Джаз

Во второй половине 20 века вряд ли кто-нибудь назовет классиков. Классика, в нашем понимании, это что-то старое, на пианино и ещё поёт тётя скучным высоким голосом и слов не понять... Да, уже много позже манера пения поменялась, изменились ритмы (спасибо луизианскому джазу) - возникли такие направления в музыке, как поп, рок, соул, диско, рок-н-ролл, и это всё, опять же повторюсь, производные джаза.

Что такого в джазовой гармонии? Для начала разберемся с классической. Есть и такая, да-да. Классика строится на одной и той же гармонии, которая очень строгая: тоника-субдоминанта-доминанта-тоника (музыканты меня поймут), возможно отклонение в 6-ю, 2-ю, 3-ю, но это все в пределах гаммы. Джазовая же изначально имеет другую гамму и, ergo, другие ступени. Здесь возможно брать уменьшенные аккорды, пониженные ступени - in brevi, только красота, глубина, неожиданность и совершенно новые окраски. Еще джаз внес коррективы в ритм. Условно говоря, поменялся акцент на сильные доли.

Попробуйте посчитать "раз-два" несколько раз. На что вы делали большее ударение: на "раз" или на "два"? Если на "раз", то вы только что проиграли ритм, который использовали до появления джаза, если на "два" - это и есть джазовый ритм. Добавьте хлопки. Можно что-то побормотать. На "два" у вас получатся африканские напевы... Если с первого раза не получилось, попробуйте ещё)

Все наши композиторы-эмигранты такие, как Рахманинов, старались всячески вставлять джазовые "фишечки" в свои труды: послушайте любое его произведение, там сплошной джаз. Еще очень яркий представитель русского джаза, точнее, советского, Исаак Дунаевский - он писал музыку к пропогандистским фильмам, и ему было очень трудно маскировать музыку капиталистов в патриотические мотивы, но, как родинку на носу, джаз очень трудно не заметить...

О джазе можно говорить много, но как и о классике, у большинства неправильное предствление. Джаз - это что-то кабацкое, с едва слышными барабанами, ещё тётя непонятно поёт, труба какая-то странная играет. Да, это довольно верное мнение, но не истина.

Не зря у меня в статье всего два подзаголовка: джаз и классика. И один больше другого...

Вся музыка, которую мы имеем сейчас, обязана этим двум фундаментальным большим направлениям. Мне, конечно, можно было их и не разделять - джаз в свою очередь обязан классике, но так уж и быть, внесу что-то новое, может быть и абсурдное в сегодняшнюю систематику.

На самом деле это не самое абсурдное, что есть на сегодня. Главный абсурд - это музыка, которая актуальна сейчас. Классика, а потом и джаз расширяли возможности гармонии, теперь можно играть все ступени в тональности и ничего за это не будет, главное с умом их использовать.

А сейчас - все свелось не просто к трем аккордам, а к двум, а иногда и к одному. А мелодия испытывает всё то же - что говорить, Бузова с "Мало половин" обошлась всего-то 3-мя нотами! (писала песню, конечно, не она, а ST, но это капитальная редукция однозначно). Билли Айлиш в данном случае крутой лидер - аж три аккорда и 6 нот, если не считать сэмпл в припеве.
Примерно с таким же лицом я слушаю современные песни...
Примерно с таким же лицом я слушаю современные песни...

Совсем недавно сестра попросила меня подобрать песню Нилетто "Любимка". А недавно по телеку гоняли "Краш" с его участием. Так вот, подбирая мелодию, до меня дошло, что две этих песни смешались и я вообще не вижу между ними разницы! Со мной никогда такого не было! Мне сестра говорит: "Э... Так это две разные песни... Ты не помнишь что ли?" Нет, честно-пречестно - они одинаковые... И одна песня плавно перетекла в другую.

Танцы - топчик, песня - ну такое вообще никакое...
Танцы - топчик, песня - ну такое вообще никакое...

Еще меня убивает дикция исполнителей. Это что-то! Благо сестричка умеет переводить их лепет, но перевод не стоит музыки, как и музыка перевода. Трык-пык-мык, скрря, единственное что мне понятно - ёу... Но, насколько я знаю, его сейчас не особо-то используют. Крут тот раскрашенный исполнитель, как я его называю, "тупая луковица", думаю несложно догадаться, что это Моргенштерн. Его речитативы напоминают мне вокализ, но без гласных (очень тонкий сарказм).

Ну чем не луковица...
Ну чем не луковица...

За нашу эстраду я особо не переживаю - пусть исполнители получат свою "дозу" славы, мне их даже немножко жаль, как бабочек - живут всего несколько деньков... Можно подумать, что я им завидую в каком-то смысле. Да что таить - мы все немножко завидуем тем, кого видим на экранах и слышим в наушниках.

В любом случае, хочу сказать, что сейчас мировая музыка в глубокой яме - редукция достигла довольно сильного критического уровня, и лишь изредка есть какие-то исполнители, которые поднимают ее из омута. Всех перечислять не буду, вот некоторые, которые действительно позажигали звездочек запомнятся на долгие годы:

Марк Ронсон и Бруно Марс - на мой взгляд, лучшая песня на сегодняшний день. Соглашусь, в ней нет крутой мелодии, но в ней есть огонек, и прослушав ее раз, она точно не вылетит из головы и запомнится.

Фарелл Вильямс сделал прекрасную позитивную песенку - она точно войдет в топ лучших песен нового столетия (и насколько помню, уже вошла).

Из других можно добавить Леди Гагу, Меган Трейнор, Псая. Всё-таки мы их помним хотя бы спустя 10 лет после начала их карьеры. Естественно, они их нельзя сравнивать с такими гигантами двадцатого века, как Битлз, Абба, Фредди Меркьюри и Элтоном Джоном - это глупо.

Клипы, может быть, и не лучшие, но музыка действительно яркая, её можно напеть, её можно сыграть и не интегрировать случайно с другой песней, как в случае с Нилетто.

Думаю, вы заметили, что нет исполнителей нашей эстрады. Они есть, но они, по сравнению с "гигантами" с хорошей дикцией, слабы, и это отвратительно. Увы, такие проекты, как "Голос", "Икс-фактор" не дали должного результата и о многих талантах мы забыли. Иногда вспоминаем, конечно, Дину Гарипову, Анастасию Спиридонову, так они и были в первом сезоне...

За последние десять лет редукция только усугубилась, слова стали непонятнее, мелодия примитивнее, гармония скучнее. Увы, это уже тенденция вниз.

Спасибо за прочтение! Пишите в комментариях, что вы думаете по поводу современной музыки, нравится вам она или нет, и почему. Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие публикации.