Незаконная вырубка деревьев, забрасывание камнями тюленей, реалити-шоу. Почему президент Казахстана пытается решить «мелкие вопросы»? Что это — имитация бурной деятельности тружеников Акорды, перебор со «слышащим государством» или робкие попытки наладить контакт с общественностью?
ТОКАЕВ И ТРЕНД
Вырубка 22 ноября многолетних деревьев возле торгового дома Sulpak в Алматы вызвала возмущение общественности. Девять из 13 срубленных деревьев занесены в Красную книгу. Администрация торгового дома сначала заявила, что она ни при чем, однако акимат города опроверг это. Экоактивисты и жители требовали наказать «преступников против природы». В дело вмешался и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, он «поручил привлечь виновных к ответственности», сообщил его пресс-секретарь Берик Уали.
«Президент Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на вопиющий факт вырубки здоровых деревьев на улице Толе би в Алматы. Акиму Бакытжану Сагинтаеву дано поручение провести служебное расследование данного факта, инициировать привлечение виновных к ответственности», – написал Уали 24 на своей странице в Facebook’е.
Акимат Алматы после поручения президента попытался решить вопрос быстро и посадил за свой счет 30 дубов вместо 13 вырубленных.
В начале ноября появились разговоры о строительстве отеля в урочище Бозжыра Мангистауской области. В интернете прозвучало много критики. Экоактивисты выступили против этого плана, заявив, что реализация проекта нанесет вред первозданной природе урочища. В казахстанском сегменте Facebook’а стартовала акция протеста против строительства. 17 ноября Токаев прокомментировал ситуацию. Его пресс-секретарь Берик Уали написал на своей странице в Facebook’е: «С учетом негативного общественного мнения в отношении плана строительства гостиницы в местности Бозжыра, которая является уникальным природным заповедником в Мангистауской области, Президент поручил Правительству пересмотреть данный проект».
Восхваляющие президента комментарии не заставили себя ждать. Обеспокоенные сохранностью заповедника, казалось, успокоились тем, что отель не будет построен. Однако на следующий день Берик Уали добавил, что «это не означает отмены проекта».
«Речь идёт о подборе нового места для строительства отеля с учетом согласованного мнения общественных советов, экспертов-экологов и государственных ведомств», — написал Уали.
5 июля в социальных сетях получило распространение видео с участием подростков, забивавших камнями и палками тюленей на берегу Каспийского моря. Пять дней спустя на заседании правительства Токаев заявил, что вина должна быть возложена на школу, а не на подростков, и призвал министра образования и науки Асхата Аймагамбетова задуматься над этим вопросом.
27 марта, через две недели после выявления первых случаев коронавируса в Казахстане, пресс-секретарь президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева Берик Уали заявил, что «растет общественное недовольство чуждыми казахским традициям программами "Қалаулым", "Қалауым сен"» и Токаев дал поручение в связи с этим.
«Граждане собирают подписи в социальных сетях, требуют закрытия программ, в СМИ публикуются различные критические статьи. Глава государства знает позицию общественности по этим программам. В связи с этим даны соответствующие поручения», — написал Уали в Facebook′е.
К этому сообщению пресс-секретаря президента было размещено 350 комментариев. Многие согласились, что это правильно. По указанию Токаева из эфира исчезли реалити-шоу «Қалаулым» и «Қалауым сен». Вскоре, однако, стали проводиться другие шоу с участием молодых людей, желающих стать парами.
НЕЗАКОННАЯ ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ — ДЕЛО, ТРЕБУЮЩЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРЕЗИДЕНТА?
Политолог Данияр Косназаров говорит, что «Токаев не зря отреагировал на вырубку деревьев» на улице Алматы. «Что же побудило Касым-Жомарта Токаева совершить этот коммуникационный акт и чему может научить нас последний кризисный кейс?» — задается вопросом политолог.
«Алматинский электорат в отопительный сезон особенно обеспокоен экологией. Давая поручение акиму разобраться и наказать виновных, президент стремился показать свою озабоченность и последовательную позицию по данной проблеме. "Ситуативочка" в свою очередь привела бы к поддержанию или росту рейтинга главы государства», — написал он.
Политолог Досым Сатпаев написал, что, пока президент занимался деревьями, правительство заняло чуть более 1,5 миллиарда евро у Азиатского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций для борьбы с последствиями коронавируса.
«Предвыборная суета. Одному надо показать, что его "слышащее государство" работает, а другим залить деньгами социально-экономический механизм, чтобы снизить социальную напряжённость перед 10 января (день выборов в парламент страны и маслихаты. — Ред.)», — говорит Сатпаев.
Журналист Канат Тлеухан полагает, что комментарии президента о деревьях были спровоцированы его окружением.
«Я не знаю, что известно президенту [об этой ситуации]. Подозреваю, что президент, кажется, этого не знает. Всё это делается его окружением, — говорит Тлеухан Азаттыку. — Мне кажется, что они пытаются навредить его имиджу».
Тлеухан считает, что вырубка деревьев возле торгового дома Sulpak — это не то дело, в которое должен вмешиваться аким города, тем более президент. По словам журналиста, этот вопрос может быть решен на уровне акима района или главы аппарата акима района.