Найти тему
Исследование Писания

1, 2 ПЕТРА; ИУДЫ (ч.6): УКРАШАЙТЕ СЕБЯ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ И БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ

Оглавление

(1 Пет. 3:1-7)

Удивительный парадокс: женщины нынешнего поколения, воюющие за равенство с мужчинами, одержав очередную победу, довольно часто оказываются в проигрыше! Мужчины и женщины никогда не бывают “равными”. Никто не станет отрицать: женщины рожают детей, а мужчины воюют. Во имя равенства мы можем отправить женщин воевать, но мужчины никогда не будут рожать детей. Естественные и социальные различия не всегда работают на руку только мужчинам или только женщинам. Например, то ли по причине более высоких психологических нагрузок, то ли из-за более слабой физиологии, но мужчины, как правило, умирают в более молодом возрасте, чем женщины. Общество и природа налагают на мужчин и женщин разные обязанности и не в одинаковой степени. Глупо основывать “войну полов" на этих различиях.

Ни законодательство, ни общественное сознание не могут снять с мужчин бремя мужских обязанностей, а с женщин - женских. И у тех, и у других есть своя роль во взаимоотношениях друг с другом и с окружающим миром. Эти эмоциональные и физиологические особенности друг друга надо признавать и уважать, и это именно тот путь, следовать которому призывает своих читателей Петр.

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА КРОТКОГО И МОЛЧАЛИВОГО ДУХА (3:1-4)

Петр сначала обращается к женщинам (3:1-6), а затем, в 3:7, к мужчинам. Неравенство объема двух отрывков очевидно, но на основании этого неравенства не так легко решить, кому оказано большее предпочтение. Если мы будем расценивать Божьи указания как ограничительные и обременительные, то, скорее всего, придем к выводу, что замечания Петра предвзяты и играют на руку мужчинам. С другой стороны, если мы признаем эти писания божественным советом, переданным через Святого Духа для блага тех, кому он адресован, то сможем сделать вывод, что Петр благоволит к женщинам. Его наставления женщинам можно разбить на четыре темы.

Повиновение

В самом начале Петр говорит: “Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям...” (3:1). Ранее Петр призывал этих христиан быть покорными власти людей (2:13), а слуг повиноваться своим господам (2:18). Фраза “также и вы” обращает наше внимание на то, что мысль, начатая в предыдущих стихах, получает свое развитие в наставлении женам. Повиновение - это часть жизни. Если какое-либо действие требует усилий группы людей, то руководить должен кто-то один из них. Руководителем может оказаться не самый лучший из всех, но уж пусть лучше им будет не самый идеальный человек, чем оставаться совсем без руководства.

Без подчинения не было бы и власти. Слова Петра наводят на мысль, что у жены, в общем, был выбор - подчиняться или нет. Я знаю некоторые семьи, в которых у жен не было такого выбора. Они либо подчинялись своим мужьям, либо шли с ними в суд. Благословен тот муж, чья жена добровольно подчиняется ему. Когда Петр говорил женам: “Повинуйтесь", - он имел в виду следующее: “Позвольте вашим мужьям быть лидерами в ваших семьях”. Христианину трудно стать главой семьи, если его жена решила, что этого никогда не будет.

Подчиняться - будь то правительствам, хозяевам или мужьям - значит принять роль, отведенную тебе в существующем порядке вещей. Это не имеет ничего общего с оценкой внутренних качеств человека, его ума или способностей. Петр говорит, что жена должна повиноваться своему мужу. Из контекста понятно, что муж не христианин. Как добрые дела и покорность христиан заставят язычников прославить Бога (2:12) и невежественных замолчать (2:15), так повиновение жен имеет огромное значение при завоевании мужей для Христа. По-видимому, среди читателей Петра, равно как и в нашем обществе, женщины с большей готовностью воспринимали слова Божьей любви и благодати, нежели мужчины. Без сомнения, многие мужчины удостоятся вечной жизни на небесах потому, что увидели плоды христианской жизни в покорном поведении своих жен.

Чистота

О влиянии жен на своих мужей говорит стих 3:2: “Когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие". Петр объясняет, как должны жить женщины. “Чистое житие" - это жизнь без какого бы то ни было намека на нескромное или непристойное поведение. Может, это и чересчур требовательно, но мужчины хотят, чтобы их любимые женщины стояли на немыслимой высоте совершенства. В своих женах, матерях и сестрах они хотят видеть олицетворенную добродетель и чистоту. Можете, если хотите, назвать это мужским шовинизмом, но факт остается фактом: мужчины уважают ту женщину, которая дарит свою любовь и близость только тому мужчине, с которым связала свою жизнь.

Несколько лет назад Аллан Блум, профессор Чикагского университета, в своем бестселлере высказал одну очень глубокую мысль:

«Странно, что самая скучная и глупая банальность, какую матери и отцы говорили своим дочерям - “Он не будет тебя уважать и не женится на тебе, если ты слишком легко дашь ему то, чего он хочет" - наиболее точно и глубоко описывает нынешнюю ситуацию».

О том, было ли это наставление самым “скучным и глупым”, можно еще поспорить. Что интересно в приведенном выше высказывании - так это осознание того, что женщины оказываются в проигрыше, если отвергают “чистое житие". Чистой и безупречной жизнью жена только завоюет уважение и восхищение своего мужа.

Богобоязненность

Богобоязненность жены тоже может привести неверующего мужа ко Христу. Богобоязненность, или страх Божий - это то ощущение благоговейного страха и покорности, с которым мы приступаем к Богу. В Современном Переводе это слово переведено "почтительность". Почтительность - это свойство характера, которое жена не может произвольно включать и выключать. Если доброту, прилежание и предупредительность она еще может повесить в шкаф вместе со своей парадной одеждой до следующего воскресенья, то с почтительностью так не выйдет. Страх Божий проявится в манере говорить, благочестивости, молитвенности, христианском милосердии, которые отличают жену не только на людях, но и дома.

Внутреннее украшение

Петр совсем не хотел сказать, что женщины никогда не должны причесываться или носить ювелирные украшения, когда писал: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде" (3:3). Он призывает женщин не увлекаться этим в ущерб главному. От женщины всегда ожидают аккуратности и привлекательности, но менять “нетленную красоту кроткого и молчаливого духа" на одежду, ювелирные украшения и “плетение волос” было бы духовным самоубийством. То, чем жена привлекает своего мужа, говорит ему о многом. Если ее привлекательность чисто физического плана, то вряд ли она сможет обратить сердце мужа к Господу. Только ее христоподобный характер, ее кроткий и спокойный нрав, почтительность и чистота будут неослабно воздействовать на него.

Мы должны понимать, что Петр не перекладывает ответственность за повиновение мужа Христу на плечи жены. Некоторые мужчины настолько порочны, а другие настолько безразличны, что их не изменят никакие старания их жен. Петр не утверждает, что жены в ответе за своих мужей. Он говорит, что совестливая и благочестивая жена захочет, чтобы ее муж разделил ее веру и надежду. В этом плане он и ведет свои наставления.

Петр призывает женщин к исключительному здравомыслию, терпению и добродетели. Петр не одинок в своей высокой оценке рассудительности, здравомыслия и проницательности мудрой жены, служащей опорой мужу. Александр Поп писал:

«Она не прекословит мужу, когда он раздражен,
И, управляя им, покажет, как будто главный он.
Чарует добрым нравом, кротостью прельщает,
Всегда мила, послушна, весела бывает».

Наверное, поэт рассуждал так же, как и Петр.

ПРИМЕРЫ БЛАГОЧЕСТИВЫХ ЖЕНЩИН ПРОШЛОГО (3:5, 6)

Петр знает силу примера. Когда он давал наставления рабам, которые жаловались на грубое обращение и издевательства со стороны своих жестоких хозяев, он приводил в пример Христа. Господь не заслужил страданий. Как пример Господа через Петра наставлял рабов, так и святые женщины прошлого наставляют жен. Петр говорит об этих благочестивых женщинах, что они украшали себя кротким и молчаливым духом, уповали на Бога, и в том была их красота. Иными словами, она была не в ювелирных изделиях, изысканной одежде и тщательно уложенных волосах.

В Библии, действительно, много сказано о благочестивых женщинах. Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль делили со своими мужьями суровую кочевую жизнь и вместе с ними уповали на Божьи обещания. Мало кто станет возражать против сказанного в Евр. 11:11, несмотря даже на то, что языковые трудности привели к разночтению этого отрывка и различным переводам: “Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший”. После Сарры Ревекка поддерживала Иакова, обещанное семя. Позже жены Иакова послушались своего мужа, а не отца, когда патриарх решил покинуть их родную землю и отправиться в Ханаан (Быт. 31:14-17).

Мариамь, сестра Моисея и Аарона, вместе с ними возглавила израильский народ во время его исхода из Египта. Раав, блудница из Иерихона, помогла Израилю, когда его соглядатаи вошли в Ханаан. Ее имя встречается не только в списке верных (Евр. 11:31), но также и в родословной Господа (Мф. 1:5). Среди судей Девора была одной из самых выдающихся. Ее песнь в Суд. 5 стоит в одном ряду с самыми прекрасными литературными произведениями в Ветхом Завете. Любовь и преданность Руфи и Ноемини, благоразумие и мудрость Авигеи (1 Цар. 25), мужество и вера Эсфири - все это внесло свою лепту в ветхозаветную историю отношений Бога с Его народом.

Рассказы о верных и преданных женщинах не ограничиваются только Ветхим Заветом. Из Нового Завета мы также узнаем о вере и делах благочестивых женщин, начиная от Марии и Елисаветы и заканчивая Тавифой и Прискиллой. Перед женами-христианками Петр выстроил мощный отряд верных женщин, когда написал: “Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям” (3:5).

В понятие верности этих святых женщин входило и их повиновение мужьям. Повиноваться не унизительно, если повинуются добровольно. Сарра даже в обращении к мужу демонстрировала свое уважение. Повинуясь мужьям, христианки становятся духовными дочерьми таких образцов веры, как Сарра.

МУЖСКОЕ ВНИМАНИЕ И УВАЖЕНИЕ (3:7)

Библейские наставления, если их правильно использовать, найдут дорогу к сердцу читателя, обличая его и формируя его жизнь. Человек, использующий Писание для того, чтобы указывать пальцем, унижать и осуждать, трагически искажает то, что говорит ему Бог. Недавно я присутствовал на библейском занятии, на котором обсуждалась 2-я глава Послания Иакова и взаимоотношение веры и дел. Одна из участниц обсуждения в течение нескольких минут ругала церковь за то, что, по ее мнению, община не оказала должной помощи одному из ее родственников. Так случилось, что я был в курсе того, о чем шла речь. На самом деле добрые люди сделали много и оказали значительную помощь, за что подверглись оскорблению и не услышали ни одного слова благодарности. Но даже если бы церковь и не оказала тогда помощи (как это иногда бывает, ибо она составлена из людей), то все равно библейское учение служит не для того, чтобы указывать пальцем. Каждый из нас должен применять его к себе. Не надо спрашивать: “Кто не оправдал моих ожиданий?" - но: “Где я сам оказался не на высоте, и как наставление этого отрывка поможет мне стать более полезным слугой в Господних трудах?”

Мужья и жены должны, читая 3:1-7, анализировать свое собственное поведение. Жены должны прочесть 3:1-6 и подумать, как, следуя наставлениям апостола, сделать свою жизнь более благочестивой. Мужьям нужно прочесть 3:7 и спросить себя, соответствуют ли его дела указанию апостола о том, какими должны быть мужья. Этот отрывок уже используется неверно, если муж упрекает свою жену, указывая на первую его часть, или если жена на основании стиха 7 пытается доказать, что вся проблема заключается в нем. Вот подтекст такого использования стихов: как он может быть хорошим мужем, если она такой тяжелый человек, и как она может быть хорошей женой, если ей приходится жить с таким несносным человеком? Использование подобной тактики обеспечит проигрыш им обоим.

Наставление апостола о том, как муж должен обращаться со своей женой, можно разбить на три пункта. Да, обязанностям мужа Петр посвятил лишь один небольшой стих, но попробуйте соответствовать указанным в нем меркам, и вас можно будет назвать настоящим мужем.

Внимание

Я люблю рыться на полках книжных магазинов. Иногда я подолгу задерживаюсь возле раздела “психология”, где собрана литература по проблемам семьи и брака. Удивительно, как много существует книг на эту тему. И у каждого автора своя формула успеха. Руководства по сексу печатаются десятками и, наверное, не залеживаются на полках. При наличии всех этих книг, семинаров, конференций и т. п., при наличии такого интереса к проблеме возникает недоумение, почему же лишь немногие обладают зрелостью и здравым смыслом, позволяющими построить прочный, удовлетворяющий обе стороны брак? Позвольте мне сказать, чего, с моей точки зрения, не хватает большинству неудачных браков: внимания. Ни одна формула не охватит всех возможных случаев, когда требуется внимание.

Внимание, которое муж должен оказывать жене, можно кратко выразить следующими словами: "Делайте для своей жены все то, что вы хотели бы, чтобы она делала для вас”. Быть внимательным - значит помнить о ее дне рождения, дарить цветы, выносить мусор, выслушивать жалобы, не обращать внимания на промахи, уступить, даже если вы уже уступили в прошлый раз, помогать по дому и делать тысячу других дел. Быть внимательным - это даже иногда подчиняться ее воле.

Уважение

Несколько раз мне приходилось слышать выступления Аиры Норта по вопросам строительства крепкой семьи. Он всегда говорил приблизительно следующее: “Отцы, знаете, какой самый дорогой подарок вы можете сделать своим маленьким сыновьям и дочерям? Любите их мать! Любите ее всем сердцем!" Я думаю, что он был прав. Есть одна вещь, которая отличает любовь от просто физического влечения: кого вы любите, того вы уважаете. Уважать жену - значит считаться с ее мнением и прислушиваться к ее советам. Это значит ценить ее труд и поддерживать ее, когда она нуждается в том, чтобы ей сказали, что она хороший, славный и добрый человек. Уважать жену - значит планировать вместе с ней семейный бюджет, предупреждать ее, если вы задерживаетесь на работе, и обсуждать с ней ваши личные проблемы, как со своим доверенным лицом. Уважать ее - значит быть заботливым и добрым.

Партнерство

Петр говорит, что муж должен относиться к своей жене, как к партнеру (“сосуду”, ст. 7) и сонаследнице “благодатной жизни”. Если не ошибаюсь, слово "партнер" в этом контексте несет в себе идею дружбы. Партнеры - всегда друзья. Понятно, что каждый из партнеров имеет свои обязанности, и оба они поддерживают друг друга. Понятно, что их благополучие и трудные времена приходят и уходят одновременно. Но все же ничто так явно не характеризует прочное партнерство, как тесная и длительная дружба. Мужья должны относиться к своим женам, как к партнерам.

Удивительно, что Петр, давая нам такой здравый совет по созданию сильного и прочного брака и семьи, при этом ни разу не упомянул слово “секс”. Сексуальные взаимоотношения между мужем и женой очень важны, однако Петр, по-видимому, считал их второстепенными по сравнению со всеобъемлющими наставлениями, которые он адресовал христианским мужьям и женам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы общество не погибло оттого, что каждый с жадностью хватает все, что ни попадет под руку, лишь бы только удовлетворить свои желания, Божий народ должен указать путь. Исходной точкой для возникновения стабильного и прогрессивного общества является создание прочных семей, покоящихся на внимании и уважении. В последние годы мы слышим много разговоров о поддержке семьи, но в то же время видим больше конкретных действий, направленных на ее ослабление, чем это может допустить здоровое общество без ущерба для своего здоровья. Судите сами: число разводов не уменьшается, как не снижается и число детей, живущих в неполных семьях, а в центрах психологической помощи семьям не убывает клиентов. В двадцатом веке для семьи настали тяжелые времена. Теперь, когда предлагаемые ею надежность и близость оказались принесенными в жертву жаждущему наслаждений индивидуализму, можно только задаваться вопросом, что же нам принесет завтрашний день. Указания Петра христианам суть основные принципы взаимности.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи