Мировая кинопрактика показывает, что даже у самых потрясающих кинолент редко когда бывают удачные сиквелы. Будто режиссер в чумовом порыве выдохнул накопившееся творческое безумие, а потом взялся за продолжение с холодной головой и вручил музе калькулятор.
Увы, но так было с одним из моих самых любимых советских фильмов - "Гардемарины" режиссера Светланы Дружининой. В одной из ранних статей я делилась с вами своим послевкусием длиной в года от первой части этой приключенческой саги - "Гардемарины, вперед!", а теперь попытаюсь описать свои не особо радужные впечатления от просмотра продолжения - "Виват, гардемарины".
Фильм вышел на экраны в 1991 г, спустя 4 года после первой части. Вроде бы тот же антураж, большинство артистов, но если первые серии оставили впечатление звенящей весенней песни, то вторая вышла уныло-тревожной. Почему же так получилось?
1. Действие фильма, в отличие от первой части происходит зимой. Пасмурное серое небо и темные одежды на фоне белого снега.
2. Эпизоды в помещении в большинстве своем поражают темнотой интерьеров. Даже пышные залы эпохи рококо погружают героев в полутьму, и впечатление выходит довольно мрачное, словно целенаправленно снимали нуар.
3. Но ладно свет - допустим, получилось мрачно, но достоверно скажете вы, ведь свечное освещение не дает привычной нам яркости. Но дело не в этом.
Еще одна вещь, которая лишила фильм первоначального блеска и живости - это замена некоторых артистов. Особенно пострадала роль Никиты Оленева. В первой части ее исполнял Владимир Шевельков, но из-за конфликта с Дружининой покинул фильм, а вместо него новым князем Оленевым стал Михаил Мамаев.
Нет, Мамаев отнюдь не плохой актер, но Шевелькову невероятным образом удалось передать сочетание бесшабашности и одновременно надломленности своего героя.
Это был натянутый нерв, который периодически лопался и взрывался. Юный князь в исполнении Мамаева вышел гораздо более спокойным... выглаженным что ли... Смотреть приятно, но не так интересно и живо.
4. Таким же выглаженным оказался и сценарий. Потрясающих словесных кульбитов типа "Мне надоел последний русский и предпоследний тоже!" почти что не осталось. Загрустивший на фоне полутемных зал и бескрайних мрачных снегов сценарист просто планомерно выдавал ровный, но вялый текст. Особенно жаль чудного сочетания драматичных и комичных моментов, которые были изюминкой первых серий, но улетучились в продолжении.
5. А что особенно ощущалось - это грустное взросление персонажей. В первой части выпускники Навигацкой школы пробовали эту жизнь на вкус, радостно хлебали ее столовыми ложками и преодолевали все препятствия легко и играючи. И уносили зрителя на волне буйного задора в мир безоблачной мечты.
Именно это впечатление было бесценно. Выключаешь серию и, окрыленный, летишь на вымышленном скакуне, даже если вокруг типовая застройка и серые будни.
В продолжении же герои словно измождены той жизнью, на которую они возлагали надежды, но получили суррогат. Их глаза не горят, и это производит очень даже реалистичное, но весьма удручающее впечатление. Все-таки в подобных фильмах ищешь мечту, а не отрезвляющую реальность.
Но все же хотелось бы выделить несколько находок этого фильма.
1. Наталья Гундарева - пожалуй, лучшая киноимператрица В ней удивительно сочетаются красота, стать, властность и несколько вздорный нрав, который был, кстати, весьма присущ Елизавете Петровне.
2. Людмила Гурченко в роли Иоганны бесподобна. Она буквально ходит на голове и вытягивает эмоциональную составляющую фильма. Я видела и другие фильмы с подобным сюжетом и этой героиней, например, "Молодая Екатерина", но там Иоганна производит впечатление манной каши, а тут - рассыпающиеся искры, жажда приключений и доля забавной бестолковости.
3. Замечательно удалась финальная ухмылка юной Фике. Этот невинный взгляд девочки, по достоинству оценившей перспективы, в исполнении Кристины Орбакайте удался на славу. Чувствуется, что принцесса еще покажет, здесь хозяин, и это создает интригу и желание продолжения.
Признаться, третью часть - "Гардемарины 3" не люблю и смотрю редко. Без буйных кудрей Саши Белова резко стало неинтересно. А про недавно снятое продолжение с Биланом Великолепным боюсь и заикнуться. Иногда стоит вовремя остановиться - чтобы песня любви и молодости таковой и оставалась.
Жду ваших комментариев! Подписывайтесь на мой канал - еще больше фильмов, эмоций, впечатлений!
"Гардемарины, вперед!", или что исчезло из русского кино безвозвратно
Игрушечная история в сериале "Годунов"
Фильм "Цой": автобус, который идет в никуда