Одна из самых известных игрушек художника Льва Сморгона - это мальчишка Володька. Знаменитая коллекционная кукла, которая сейчас встречается нечасто и с каждым годом цена на эту куклу растет. Для Володьки художником использован необычный стилистический прием- пальчики не каждый по отдельности , а некоторые сформованы вместе. Это ребенок из советской детской литературы 1960 - х. Ему все интересно, он любит путешествия и он, конечно, немного шалун.
Прообразом Володьки послужил реальный мальчик с таким же именем - племянник художника.
У раннего, самого первого выпуска, Володьки клейма нет. Самый ранний вариант выпуска - начало 1960-х. По мэйку куклы можно определить раннюю роспись - яркие щечки, затонированы ушки. Таких ранних мальчишек называют ещё "Володька розовые ушки".
Крепление у Володьки полностью на металлических крючках и резинках. Пластик колкий, тяжелый, качественный. Такая кукла - украшение любой коллекции. Володька очень любим всеми кукольниками. Разве можно не любить такого милого озорного мальчугана?
Лев Сморгон: Скульптор — это кто? По моим представлениям — в первую очередь художник. Отняли у тебя мягкий материал, из которого можно что-то лепить, посадили на дачу, где камней тоже нет, — зато есть бумага и карандаш. Попались краски — значит, рисуешь красками. При этом твое внутреннее содержание никуда не делось. Человек все равно один и тот же. И вообще, я абсолютно уверен, что мы делаем одно художественное произведение в течение всей жизни — себя. Создаем самих себя, и не наше право оценивать, кого мы создали.
Лев Сморгон: ... я как мастер стал просто не нужен. Пришли новые технологии: появился, например, такой станок, который нажатием пресса одновременно выпускал восемнадцать ног, рук или голов. А мои целлулоидные куклы делались малыми сериями, каждая отдельно, по форме-матрице. К тому же я все свои модели продумывал с расчетом на то, чтобы их сложно было исказить в процессе производства. А теперь целлулоид вообще не используется. Первые мои игрушки были из прессованных опилок — засыпался в них клей и получался мой «Володька». Две половины склеивались, полировались вручную. Сейчас так никто не работает. А людей, которые воспринимают игрушку как искусство, — их раз-два и обчелся.
Позже знаменитый Володька выпускался с клеймом Медведь (мишка) под левой ручкой куклы.
А самый поздний Володька был уже с таким клеймом дети.
Лев Сморгон: Я всегда очень хотел ручного труда. Готов был стать учеником сапожника, а самой лучшей профессией вообще считал профессию столяра. В послеблокадном Ленинграде требовались молодые ребята — учить-то кого-то надо, а детей не было, всех эвакуировали. И к нам в интернат на Урал прислали перечень специальностей от художника по металлу до живописца, на которые можно было поступить в «Муху» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), — кто хочет, всех возьмем. Я тут же откликнулся и попал в училище, которое тогда еще было средним специальным учебным заведением, а во время нашей учебы превратилось в вуз.
Лев Сморгон: Одного из моих сокурсников, Юрия Цыганова, отправили по распределению на Охтинский химкомбинат, который делал порох. Отходом этого производства был целлулоид — из него придумали делать куклы. Цыганов, назначенный главным художником, бросил клич: кому нужна работа? И я тут же откликнулся. Тоже все нужно было утверждать на худсовете, но после пары кукол там поняли, что мои работы хорошо раскупаются. И меня уже самого выбрали в этот худсовет. Тут уже я сам подтаскивал своих, научился строго запрещать — все как полагается. И дошло до ситуации, при которой что Сморгон скажет, то и будет.
Лев Сморгон: я делал кукол, а потом играл ими со своими детьми. И получал большое удовольствие от этого.