Найти тему

О травме поколений

Помните, я говорила о том, что обиды – это дыра, в которую утекает энергия?

А еще я агитировала за то, что не стоит обижаться на собственных родителей? Да, было такое, я точно помню. Помню, что говорила, потому что сама грешна.

Мы частенько предъявляем претензии насчет того, что не додали, не долюбили, не так воспитывали, мало хвалили, много требовали… Но могли ли они дать больше? У них самих было, что дать? Наши родители родились у бабушек и дедушек, которых проредила война и которые пережили все зигзаги ХХ века. А наши прабабушки и прадедушки познали, что такое гражданская война, коллективизация, голод, репрессии и ВОВ.

У психологов есть такое понятие, как трансгенерационная травма – это травма, которая бессознательно передается из поколения в поколение и которая влияет на взаимоотношения между родителями и детьми и на то, как люди вообще выстраивают отношения с миром и с другими людьми. Эта травма накладывает отпечаток на восприятие собственного Я и участвует в формировании образа мира.

Моя бабушка научила меня печь, прясть, ткать, вязать, доить козу, шить, выращивать картошку и овощи, потому что была уверена, что эти навыки мне пригодятся, "если что". Моя бабушка была готова к любому катаклизму или гуманитарной катастрофе, и ей было ничего не страшно, потому что она выжила в войну и детей вырастила. «Если что» управляло ее жизнью настолько цепко, что она умудрялась копить деньги «на черный день» даже со своей крошечной пенсии. Но у моей бабушки всегда в кармане были конфеты для любого ребенка, который заходил к нам в гости. А еще моя бабуля была настоящий боец – в 85 лет сломала шейку бедра, перенесла две операции, выкарабкалась, сама ходила по квартире и даже готовила.

Моя мама вспоминала свое послевоенное детство, как постоянное ощущение холода и голода. Рассказывала, как они с сестрами смешивали с мукой свекольную ботву, чтобы получился «хлеб», а любимым ее лакомством на всю жизнь остался белый хлеб с маслом, посыпанный сахаром. А я получала нагоняй, если оставляла еду на тарелке. Наши родители считали своим долгом нас вырастить, выучить и в люди вывести, и на это уходили все силы. Они работали с утра до ночи, пока мы изучали азбуку в детском саду. Одет–обут-здоров – и слава Богу!

Наши родители любили, как умели, потому что их тоже любили, как умели, но больше за них боялись, чем думали о том, как бы не нанести душевную травму своей отстраненностью. Наши бабушки и дедушки жили, стиснув зубы, и это было их способом выжить. Тут не до сантиментов, нельзя дать слабину, иначе потом не соберешься.

Знаете, у маркетологов есть такое понятие, как индекс потребительской уверенности? Если потребитель ничего хорошего от будущего не ожидает, то он держит деньги в кулачке крепко и ни на что их не тратит (а это запускает цепную реакцию снижения потребительского спроса и только усиливает кризис). Также мы совершенно бессознательно поступаем и с эмоциями – замереть, заморозиться до лучших времен, как тихоходка. Этот метод помогал выжить нашим предкам, поэтому они, как ответственные родители, передали свой опыт детям.

А наши необогретые мамы и папы очень хотели, чтобы у нас была лучшая жизнь, чтобы мы были успешными, поэтому требовали от нас пятерок. И редко хвалили, чтобы мы не расслаблялись. Им тоже очень хотелось вывести нас в люди и вздохнуть с облегчением, что долг выполнен. Замечали, как тяжело наши родители переживают наше взросление? А наши претензии?

По сути, мы первое поколение, которое живет относительно благополучно (90-е как-то быстро забылись) и которое задумалось о том, как выстраивать взаимоотношения с собственными детьми, чтобы их жизнь была лучше, чем наша, и чтобы они были успешными. А поскольку сегодня для успешности нужно психическое благополучие, мы озаботились тем, где это раздобыть. И посмотрели на себя. А потом посмотрели на наших родителей. И почувствовали себя как-то неуверенно. И стали искать виноватых.

Вы наверняка уже догадались, к чему я веду. Наши родители очень-очень нас любили и давали все, что могли и даже больше, чем могли, давали, как умели в токсичной среде (как они ее воспринимали).

Я очень рада, что в XXI веке стало популярно осознанное родительство, потому что у нас есть возможность прервать эту цепочку передачи горя из одного поколения в другое. А это значит, что мы сами должны избавиться от боли, от обид, отработать свои травмы, чтобы наши дети были свободны от такого «наследства». А еще помнить и благодарить наших предков за то, то они были, любили, боролись и выжили.

Перед нами стоит задача научить наших детей действовать в условиях неопределенности, высоких скоростей, постоянных изменений, информационного цунами, хаоса и ограничений, а на это нужны ресурсы.

Внизу КДПВ из Pixabay.