Найти тему
Накопительный зонД

На что уходят деньги. Определяем статьи расходов

Статья про экономию и учет.

В период с октября по декабрь я решил вести сквозной учет расходов.

Сначала предстояло определить и как-то сгруппировать все расходы за месяц по каким-то общим категориям. Например: квартплата, проезд, еда, развлечения и все, что могло еще вылезти. Билеты на самолет или поезда, или затраты на отель, как вариант.

Для этого пришлось внедрить новые привычки. Ранее я вообще слабо контролировал расходы, особенно повседневные, типа продуктов. Купил и купил, какая разница, что там за сумма. Что 500 рублей, что 1500 тысячи - мне было практически одинаково.

Теперь же с каждой покупки я забирал чек и складировал в карман куртки. После возвращения домой доставал все новые чеки и по очереди забивал их последовательно в таблицу Excel. Тот еще гемор для меня. первые пару недель прям выбешивал этот процесс.

По сути, заполнял 3 столбика:

  • дата, когда были потрачены деньги по чеку
  • сумма по чеку
  • некая условная общая категория или характеристика затрат. Допустим: еда, проезд, поход в ресторан, мобильная связь, одежда и так далее.

Здесь я сразу для себя сделал допущение и упрощение: если я в чеке вижу только продукты, то я не вписываю каждый продукт с ценой, а просто вношу весь чек одной строкой, с суммой и категорией "продукты". Как правило, получалось, что в чеке была одна категория. Если, допустим, в магазине купил и бытовые товары, и продукты, то можно было или взять 2 чека, или, если покупок все же немного, выделить и посчитать.

Допустим, чек на 1000 рублей, в нем 10 позиций. Но из них 9 явно всякие продукты, а 1 позиция, например, стиральный порошок за 150 рублей. Тогда в раздел "бытовые товары" попадает 150 рублей, а в продукты остаток от 1000 или 850 рублей. Относительно удобно и быстро.

В процессе заполнения решил добавить еще 1 столбец: комментарии. Те же продукты покупаешь в разных магазинах. Стало интересно, в каких магазинах я бываю чаще и на какие суммы получаются в них чеки/покупки. Питание могло быть дома, на работе в офисной столовой, или даже в ресторане. А мог быть просто перекус в фастфуде между делом. Возник интерес все это посмотреть в совокупности и проанализировать.

Картинка из открытых источников для целей иллюстрации.
Картинка из открытых источников для целей иллюстрации.

Таким простым первичным учетом и анализом я преследовал 2 цели:

  1. зафиксировать реальные суммы и частоту расходов;
  2. определить типовые категории расходов и размер месячных трат на них;

Уже потом, на основании проведенного учета можно проводить анализ фактических затрат. И то, на что уходят деньги. Все мои деньги.