Сегодня вечер пятницы, я смотрела на окна домов. Те, что светились, напоминали фигурки из игрушки Тетрис. И я вспомнила то время, когда только устроилась работать в отдел проектирования на очень крупный завод. Тогда компьютеры были далеко не на каждом предприятии. Новенький тайваньский компьютер "Spec" сиял своим цветным EGA-экраном, никакого Windows еще не было и в помине. Долго вокруг него кругами не ходили. Просто кто-то из коллег притащил дискетку - раз-два... и на экране загорелись буквы Tetris. В титрах был указан автор — Алексей Пажитнов. И началась игра... Она была проста, но в то же время очень оригинальна и увлекательна.
Тогда я еще не знала, что первая версия этой игры вышла 6 июня 1984 года для отечественного компьютера «Электроника-60». Разработчиком был 28-летний советский программист Алексей Пажитнов. Название игрушки было взято из греческого языка: «тетра» – четыре, и появилось не случайно – все фигурки в игре состоят из четырех квадратов, а фоновая музыка к первой версии игры - русская песня Коробейники» («Эх, полным-полна коробочка... »).
Это, конечно, не оригинал, но близко к нему.
За минувшие 36 лет производители компьютерных игр не раз переделывали головоломку, но её идея оставалась неизменной. За эти годы вышло 60 официальных версий игры, которые разошлись по миру 170-ю миллионами проданных копий. Сейчас «Тетрис» есть на всех гаджетах. Популярность игры настолько высока, что по ней даже проводится чемпионат мира. Примечательно то, что участники чемпионата соревнуются, играя на приставке, подключённой к телевизору.
А что же Алексей Пажитнов? В отличие от западных разработок советская реальность не позволяла ему заработать хоть что-нибудь на своей игре, в то время как крупные международные компании и советская ЭЛОРГ годами получали невиданные барыши с продаж «Тетриса» для Game Boy, домашних консолей и персональных компьютеров.
Советскому программисту Алексею Пажитнову всегда нравились игры и различного рода головоломки. Одной из таких головоломок являлась пентамино — составленные из квадратов плоские фигурки нужно было сложить без перекрытий и зазоров в прямоугольник. Пажитнов очень любил складывать пентамино, а потому ее вполне можно считать тем самым прародителем и вдохновителем «Тетриса».
Алексей работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Отдыхали местные программисты от серьезных разработок, создавая простенькие игры. Вдохновившись пентамино, Пажитнов решил создать такую игру для компьютера. Но вычислительных мощностей не хватало для пятиклеточных фигурок. После проб разных вариантов было решено сократить число квадратиков до четырех и дело пошло! «Тетрис» получил более-менее законченный вид летом 1984 года. Компьютер не умел отображать графику — только текстовые символы, из которых и пришлось складывать фигурки. Затем пришла идея стакана, в который падали фигурки, но игра быстро заканчивалась. При известной сноровке — секунд за 20. Тогда пришла следующая мысль - удалять из стакана заполненные горизонтальные полосы квадратиков. И это увеличило игровое время, а значит и привлекательность игры. Для большей гибкости в игру было введено вращение фигурок.
Еще одним важным моментом стало адаптация «Тетриса» на персональные компьютеры. С этой работой помог 16-летний старшеклассник Вадим Герасимов. Он довольно быстро овладел программированием и принялся за работу над несколькими веселыми проектами. Ему же принадлежит разработка цветной версии Тетриса. Сейчас он работает в компании Google в Австралии. Считает, что Пажитнов обманом забрал у него права на Тетрис.
Но существовала проблема продажи разработки, ведь заниматься частным предпринимательством в СССР было запрещено. Чтобы дать жизнь хотя бы «Тетрису», Пажитнов отдал права на него компании «Электроноргтехника» («Элорг»). Она обладала монополией на импорт и экспорт электронного оборудования и программного обеспечения в СССР. Все соглашения с партнёрами и планы по продаже игры проходили через неё.
Позднее игра была представлена на Международной потребительской выставке электроники 1988 года в Лас-Вегасе. Основатель Bullet-Proof Software Хэнк Роджерс сделал всё, чтобы Тетрис захватил весь мир. Bullet-Proof выпустили Тетрис в Америке в 1989. Было продано более 70 миллионов копий плюс около 100 миллионов скачиваний игры во всём мире. Так как игра была создана в течение нескольких часов работы на правительственном компьютере, советское правительство предъявило требования на права на Тетрис и все доходы от него, которые в конечном счёте не были удовлетворены. Так, несмотря на своё внезапное международное признание в качестве разработчика, Пажитнов оставался по существу наемным работником, когда он присоединился к Роджерсу и Bullet-Proof и иммигрировал в Америку в 1990 по рабочей визе. Шесть месяцев спустя Пажитнов перевёз свою жену Нину и сыновей Петра и Дмитрия в Белльвью, Вашингтон.
Роджерс пригласил Пажитнова в Токио, они стали партнёрами и в 1995 году основали Tetris Company. Только в 1996 году, когда права на «Тетрис» перестали принадлежать «Элоргу», Пажитнов начал получать доход с продаж. Tetris Company вела переговоры о полной передаче прав и добилась этого в 2005 году. Специально для управления лицензиями на головоломку Роджерс и Пажитнов в этом же году создали Tetris Holding Company. Сейчас все права на игру принадлежат именно ей.
В настоящее время Алексей Пажитнов работает над собственными проектами. Зарядка по утрам, миска кукурузных хлопьев - так начинается его утро. Он читает фэнтези или современные научные книги (всегда на русском языке и российских авторов) или смотрит телевизор. В остальное время он играет в игры. «После ланча я начинаю понимать, что должен сделать хороший проект», — объясняет он. «Придумать следующие несколько уровней или что-то вроде этого». Хотя в данный момент он не работает над проектом новой игры. «У меня есть проект в голове, о котором я думаю, но по сути я его не делаю. Я обычно использую блокнот и карандаши, чтобы создать что-то», — говорит он. «Когда наступает вечер я отправляюсь играть в теннис, выпить стаканчик в баре или сижу дома и смотрю телевизор или читаю книги. И это — мой день.»
В сети нашла полуторачасовой фильм об Алексее Пажитнове и его Тетрисе:
Ставьте лайки, пишите комментарии. Это поможет сделать канал лучше и интересней.
Еще интересные статьи:
Анна Русская - королева Франции
Алиенора Аквитанская - бабушка всех королей Европы
Хеди Кислер: кинозвезда 40-х и как она повлияла на создание сотовой связи