Корпоративная культура это очень широкое понятие, состоящее из нескольких элементов. Один из этих элементов - ценности.
Обычно ценности - это то, что пишут в лозунгах компании. Однако если сравнить эти лозунги, то они окажутся +/- одинаковыми: Ответственность, профессионализм, честность, преданность общему делу и прочее. И так у каждой второй компании. Вряд ли какая-то компания разместит на сайте мантры: недоверие, кумовство, тупость, жадность и непрофессионализм.
Ценности не формулируются двумя словами, ценности живут в атмосфере компании, и чтобы их понять, требуется поработать в компании, “пожить” в ней и понаблюдать. Одно из упражнений на такое наблюдение за корпоративной культурой выглядит следующим образом.
Изучите истории успеха внутри вашей фирмы
В компании всегда есть люди, чьему положению можно позавидовать. Иногда в фирмах есть даже что-то типа стенгазеты (понятное дело, электронной), в которой описывают путь этого человека как пример для других. В любом случае найдите способ изучить истории людей, которые добились успеха в вашей компании (повышение должности, расширение влияния, вес мнения и пр.) Лучше брать не одну историю, а несколько. Чем больше, тем лучше, полнее и информативнее будет картина.
Почему это важно? Вам необходимо понять, что общего между этими историями и что общего между этими людьми. Поняв это, вы придёте к общему пониманию того, ЧТО ЦЕНИТСЯ В КОМПАНИИ.
Вы сможете сделать вывод о том, какие черты характера ценятся в компании, какой формат общения, какой подход к работе в конце концов.
Параллельно найдите истории провалов внутри Вашей компании
В разных разговорах иногда сквозят реплики типа: «Работал у нас такой-то Ваня, но…». И обычно дальше идёт описание того, почему Вани с нами больше нет. Возьмите для анализа несколько таких историй. Между ними тоже есть что-то общее. Это общее – то, ЧЕГО КОМПАНИЯ НЕ ПРОСТИЛА.
После второго этапа вы сформируете представление о том, чего в работе и общении с коллегами и руководством стоит избегать, а чего вообще нельзя допускать.
Соединяем точки
Две точки, которые у вас получились (Успех и Провал), можно мысленно соединить прямой и представить её в виде шкалы. Именно эта шкала и есть шкала корпоративной культуры, по одному полюсу которой – лучшие практики, идеал, пример и образец, а по другой стороне – непростительное, ненужное и неправильное в этой компании, а между полюсами - допустимый формат жизни в компании в рамках её ценностей.
И зачем всё это?
А дальше вы сравниваете получившуюся шкалу с тем, как вы представляете и оцениваете самого себя с точки зрения той системы ценностей, которая принята в компании. На основе этого сравнения вы сможете сделать один из следующих выводов:
- подходит ли вам это место или надо его менять.
- что вам надо делать, чтобы добиться успеха, и
- чего стоит избегать, чтобы с треском в ней не провалиться.