Найти тему

Философия и пути истины

Для того, чтобы нам найти корни такого явления как европейская наука, нам с вами предстоит отправиться в путешествие во времени - в начало V века до н.э. в греческий город Элея, находящийся в южной части Апеннинского полуострова. В этот город на старости лет пришел известный мудрец Ксенофан.

Он много путешествовал по миру, и обратил внимание на такую странную вещь: представления людей о богах каким-то образом связаны с тем, что из себя представляют сами верующие в этих богов. И ксенофан спрашивает: "А почему это у фракийцев боги - голубоглазые и светловолосые, а у эфиопов - чернокожие и кучерявые? Это что получается, если бы львы и лошади вместо копыт и когтей имели пальцы, то они нарисовали бы богов с гривами и хвостами?".

Мы пока не будем рассматривать, что сам Ксенофан говорил о своём представлении о богах, это не относится к теме нашей сегодняшней статьи. Но у Ксенофана появляется мысль о том, что среди людей господствуют определенные мнения, которые вполне могут и не соответствовать действительности. И для того, чтобы узнать, что имеет место на самом деле, надо идти другим путём: не путём мнения, а путём мысли. И только следуя путём рационального рассуждения, мысли, мы имеем шанс прийти к истине.

Эту идею Ксенофана подхватывает прославленный мудрец из города Элеи - Парменид, основатель Элейской школы.

-2

Парменид отправляется в путь мысли, отважно и мужественно, он не боится последовательно идти по пути, какие бы неожиданности и опасности его не встречали.

Первые шаги на этом пути достаточно просты и незамысловаты. Парменид исходит из двух самоочевидных посылов:

Путь истины - "Есть то, что есть, а то, чего нет, не существует.

Никто с этим спорить не будет, но Парменид отважился идти по пути мысли, и дальше его ожидают неожиданные вещи: Следовательно, пространства, т.е. пустоты, не существует, и не существует времени. Потому что прошлого уже нет, будущего ещё нет. И, следовательно, пространства и времени не существует.

А дальше - ещё больше: поскольку пустоты не существует, то бытие, сущее - заполнено. Оно не имеет частей, потому что нет пустоты, следовательно, всё заполнено, а если предположить, что есть две части, то эти две части что-то должно разделять - пустота. Но пустоты, как мы установили, нет. Следовательно, и частей быть не может. Значит, сущее заполнено, оно едино, другого нет, и это сущее неподвижно. Потому что двигаться некуда - пустоты нет, всё заполнено, движение невозможно.

Отсюда цепь умозаключений:
1. То, что есть, то есть;
2. То, чего нет, то не существует;
3. Следовательно, возникновение и уничтожение не существуют;
4. Пространство (пустота) и время (смена прошлого настоящим) не
существуют;
5. То, что есть (сущее) заполнено;
6. Сущее не имеет частей, оно единое целое;
7. Сущее едино (одно), ибо кроме него ничего нет;
8. Поэтому сущее завершено (а следовательно, конечно) и совершенно;
9. Движение не существует, так как сущему некуда сдвинуться.

Вот путь мысли, путь истины, которым прошел Парменид.

У вас может возникнуть вопрос: зачем мы сейчас об этом рассуждаем, хотя это всё было в V веке до н.э., если выводы, к которым приходит этот человек, совершенно нелепы? Нелепость этих выводов ещё больше усиливается благодаря замечательному ученику Парменида, человеку по имени Зенон, жившему в той же самой Элее.

-3

Зенон известен как автор неких апорий. Тех мыслительных тупиков, затруднений, с которыми сталкивается наша мысль при попытках мыслить множественность и мыслить движение.

АпорИя - непроходимость, безвыходное положение.

Зенон был автором огромного количества апорий, большая часть из которых не сохранилась во времени. До нас дошло несколько апорий против множественности и 4 апории против движения. Вот об этих апориях мы сейчас вам расскажем, чтобы в очередной раз увидеть какую-то фантастическую нелепость тех рассуждений, тех выводов, к которым приходит Элейская школа.

Самая известная апория Зенона называется "Ахиллес и черепаха"

-4

Эта апория говорит о том, что самый быстрый из людей - Ахилл, прославившийся своей скоростью и в битве, и в беге, не сможет догнать самое медленное из животных - черепаху.

Ахилл находится в точке А, черепаха находится впереди него в точке А1. И по свистку оба побежали. Пока Ахилл добежит до точки А1, черепаха переместится до точки А2. Пока Ахилл добежит до точки А2, черепаха переместится в точку А3. И так далее, и сколько бы ни бежал Ахилл, черепаха всегда будет впереди.

Следующая апория практически такая же. Называется "Дихотомия", или "Деление надвое".

-5

Путнику из точки А нужно попасть в точку В - простейшая задача. Но прежде чем попасть в точку В, ему нужно пройти половину пути. Но прежде чем ему пройти половину пути, ему нужно пройти половину половины. А прежде чем пройти половину половины, ему нужно прочти половину половины половины. И так далее. Поэтому наш путник никогда не сможет сдвинуться с места, потому что всегда существует та половинка, которая должна наступить прежде чем наступит следующая половинка.

Следующая апория, о которой мы расскажем вам уже в следующей статье - ещё более замысловата.

Скоро мы продолжим. До скорых встреч в следующих статьях.