Знаменитые творцы искусства – тоже люди. А люди, как мы с вами знаем, тоже часто попадают в неординарные жизненные ситуации. Эти истории бывают смешными и умилительными, а иногда – курьёзными и поучительными.
Сегодня вспомним некоторые забавные и интересные случаи из жизни всем нам известных классиков живописи. Так сказать, и себя позабавить, и друзьям рассказать.
1. Пабло Пикассо и анатомия.
Один довольно известный доктор на выставке подошел к Пикассо и важно заявил:
— Я неплохо знаю анатомическое строение тела человека. Так вот, могу сказать, что люди на ваших полотнах вызывают некое сожаление и недоумение.
— Вполне возможно, — парировал Пикассо. — Но я могу вас заверить, что они проживут гораздо дольше ваших пациентов.
2. Автограф дороже картины.
Однажды одна неназванная дама приобрела картину с подписью «И.Репин» в углу за 100 рублей. Через время она посетила художника и похвастала своим приобретением. Илья Ефимович, посмеявшись над незадачливой покупательницей, приписал внизу холста: «Это не Репин». После этого дама перепродала картину, но уже за тысячу рублей.
3. Детские каракули.
Признайтесь, кто хоть раз, глядя на работы Пикассо, Матисса или Малевича, про себя произносил: «Какие-то детские каракули».
У Пикассо на этот счёт тоже было своё мнение.
Как-то, посетив экспозицию детских рисунков, художник задумчиво произнес: — Когда я был в их возрасте, я мог писать, как Рафаэль, но потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они.
4. Хитрости экономии от Сальвадора Дали.
У Сальвадора Дали была очень хитрая уловка для владельцев ресторанов. Посещая заведение впервые, он собирал большую компанию друзей и знакомых, и целый вечер угощал всех любыми блюдами и напитками. Когда же приходило время расплачиваться, художник демонстративно выписывал чек на огромную сумму.
Но затем он вдруг переворачивал чек и на обратной стороне оставлял свой автограф и пару теплых слов в адрес хозяина ресторана.
«О, как мило!» — подумаете вы. Но не всё так просто!
Расчет мэтра был прост и безотказен: пользуясь своей славой живого гения, художник был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали! Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счету, ну а мэтр экономил кучу денег.
5. Кто из нас сумасшедший?
Как-то в диалоге с приятелями Сальвадор Дали заявил, что никакие природные катаклизмы и странные явления его уже не удивляют. Собеседник воодушевлённо парировал:
— Хорошо, пусть так, но, если бы в полночь на горизонте вдруг возник свет, возвещающий утреннюю зарю? Вы вглядываетесь и видите, что восходит солнце. Неужели бы вас это не поразило? Неужели бы вы не подумали, что сошли с ума?
— Наоборот, — не задумываясь заявил Дали, — Я бы подумал, что это солнце сошло с ума.
6. Выставка с одним экспонатом.
В 1880 году в мире русского искусства произошел необычайный случай. В Санкт-Петербурге была впервые выставлена картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Такое событие! Но самым удивительным было то, что это был единственный экспонат всей выставки, ради которого выстраивались очереди длинной в целые улицы.
7. Обидчивый гурман.
Константин Маковский славился не только салонными портретами жен состоятельных мужей, но и заоблачными ценами на них.
Еще одной выразительной чертой мастера была огромная любовь к еде. Он, что называется, был истинным гурманом и никогда не отказывал себе в удовольствии испробовать изысканные блюда.
Но однажды его любовь к трапезам чуть не сыграла с ним злую шутку.
Барон Аккурти, только что купивший особняк с плафонами, расписанными Маковским (но без автографов мастера), пригласил последнего на завтрак в ресторан. Барон очень надеялся, что его добрый жест смягчит художника и тот согласится подписать плафоны бесплатно. У него почти получилось!
Маковский уже раздобрел и размяк в предвкушении трапезы и с удовольствием согласился сразу после нее поехать и подписать все три плафона. И Аккурти, наконец, сделал заказ – велел принести корюшку и хлебца. Это знатно задело горделивого художника.
«Корюшку? Мне?», — возмутился про себя Маковский. А вслух произнес: «Пять тысяч рублей за подпись на каждом плафоне!»
8. Ужасные пытки.
Работы Дали и Кандинского вдохновили республиканцев на создание особых пыточных камер для пленных франкистов во время Гражданской войны в Испании. В них были кровати с поверхностью под углом 20°, пол с хаотично приделанными кирпичами, на стенах висели картины от представителей абстракционизма и сюрреализма. Пытки включали также просмотр фильма Бунюэля «Андалузский пёс».
Неизвестно, насколько эффективными были эти пытки. Эх, не дождались республиканцы современного искусства. Оно точно было бы действеннее.
9. Снеговик Микеланджело
Пьеро де Медичи однажды заказал у Микеланджело снеговика. В начале 1494 года Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони еще был молодым художником под патронажем Пьеро де Медичи. Тогда ему было чуть за 20. Зима 1494 во Флоренции выдалась невыносимо холодной и снежной. Не собираясь тратить лишнее время, Пьеро де Медичи отправил своего молодого подопечного в заснеженный двор с заданием слепить снеговика. Эта задача, видимо, пришлась Микеланджело по душе.
По словам историка искусства XV века Джорджио Вазари, Микеланджело не просто слепил снеговика. Он создал самую большую снежную скульптуру за всю мировую историю. Снеговик Микеланджело был прекрасной, героической фигурой с великолепными мускулами. Это было настоящее произведение искусства. Те, кто видел этого снеговика, называли его невероятно красивым.
Вот такие вот первые шаги в скульптуру.
10. Осколки
Еще одна история про то, как Сальвадор Дали вышел из ситуации, благодаря своей известности. Как мы поняли, он был не против хитро использовать свою славу во благо себе.
Однажды, будучи в отвратительном настроении, художник сидел в ресторане и в чувствах разбил тарелку. Чтобы как-то разрядить обстановку и выйти из ситуации, Дали подписал каждый крупный осколок и раздал их посетителям и персоналу.