Задача:
Быстрый рост числа заказов требовал более тщательного контроля за качеством «последней мили»
Решение:
Создание собственной курьерской платформы и автоматизация доставки
Результаты:
Точность попадания в клиентский интервал достигла 95%, а проект собственной доставки был масштабирован в нескольких новых городах: Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Нижнем Новгороде
О Яндекс Маркете:
Яндекс Маркет — это сервис для выбора и покупки товаров. В день только по Москве Маркет доставляет несколько тысяч заказов. При этом, из-за широкого ассортимента товарных категорий, при доставке необходимо учитывать совместимость грузов между собой, их размеры и вес.
Качество доставки = репутация:
Первоначально доставка заказов для клиентов Маркета осуществлялась только с помощью партнеров — транспортных компаний и курьерских служб. Когда объемы начали стремительно расти, в маркетплейсе поняли, что хотят полностью контролировать сервис на всех этапах работы с клиентом, в том числе на «последней миле».
«Последняя миля» — это тот этап доставки, который видит клиент и который напрямую влияет на его удовлетворенность сервисом. Он заключается в нескольких параметрах, включая точность и своевременность доставки. Контроль этого этапа дает компании уверенность в том, что клиент останется доволен доставкой и вернется за новыми покупками.
В 2019 году в Маркете занялись организацией собственной курьерской платформы. Сегодня она представляет собой специализированный софт, который помогает снижать транзакционные издержки в работе с курьерами. Он распределяет заказы между ними, напоминает курьеру о необходимости звонка клиенту и выстраивает точный маршрут до подъезда.
Для курьера платформа — это приложение на телефоне, для клиента — карта в приложении Яндекс Маркета, где местоположение курьера указано в режиме реального времени. Учитывая плановый рост объемов, в маркетплейсе изначально сделали ставку на автоматизацию всех процессов: от маршрутизации поступающих заказов до напоминаний курьерам о необходимости позвонить клиенту и предупредить его о доставке. Для того, чтобы это сделать, Яндекс Маркету пришлось решить три важные задачи.
Первая задача. Быстрое планирование маршрутов
Количество заказов Яндекс Маркета только по Москве достигает нескольких тысяч в день. Планировать такой объем вручную — практически нереальная задача. Поэтому в компании изначально задумались о выборе системы автоматического планирования маршрутов доставки. Такие объемы заказов создают сложность при выборе логистической платформы — многие могут обработать их только за несколько часов. В компании сделали выбор в пользу Яндекс Маршрутизации, так как ее алгоритмы могут решать задачи большого объема за 20-30 минут.
Тот факт, что Яндекс Маршрутизация способна быстро рассчитать маршруты для большого количества точек, дает возможность сделать пристрелочные планирования с подбором оптимальной стратегии и выбрать наиболее подходящий вариант. Например, существует стратегия равномерного разделения заказов между курьерами, когда нагрузка распределяется одинаково. Другой сценарий предполагает составление максимально плотных маршрутов для курьеров — в этом случае ресурс каждого из них используется по максимуму.
Чаще всего в Яндекс.Маркете стараются найти баланс между использованием ресурсов и стоимостью получившегося решения
У каждого решения есть итоговые метрики, которые можно сравнивать между собой. Например, общий километраж всех маршрутов и расстояние по каждому курьеру, время в пути и время простоя, время начала и завершения маршрута, необходимое число курьеров. Сравнивая получившиеся метрики, в Яндекс Маркете выбирают одну из стратегий и приступают к финальному планированию.
Вторая задача. Учет необходимых параметров доставки.
При организации клиентской доставки в Яндекс Маркете должны учитывать много параметров, важных как для бизнеса, так и для покупателя. Временные окна, вес и габариты товаров, вместимость машин, совместимость товаров между собой — все эти требования приводят к взрывному росту сложности задачи.
С этой задачей, трудной для человека, также справляется автоматическое решение. У каждого набора маршрутов есть общий пробег, время, число опозданий, стоимость использованных автомобилей и прочие параметры, которые можно в итоге свести к общей стоимости решения. А дальше алгоритм при поиске решений будет минимизировать общую стоимость.
Решение задачи также требует учета огромного объема информации. Планирование вручную вынуждает сильно упрощать вводные данные и приводит к потере оптимального итогового результата. Например, только в Москве около 3 млн дорожных сегментов, и алгоритм способен использовать прогноз средней скорости для каждого сегмента на каждый 15-минутный интервал дня планирования.
Кроме того, сама задача является алгоритмически сложной, и не существует единственно верного ее решения. Алгоритм помогает приблизиться к оптимальному результату после сотен миллионов итераций перебора.
Масштабирование на регионы
Изначальный план Яндекс Маркета заключался в том, чтобы использовать собственную доставку не только в Москве, но и в других регионах. Поэтому систему проектировали таким образом, чтобы иметь возможность быстро нарастить объемы доставки в других регионах. Такое масштабирование стало возможным благодаря сочетанию технологий и методик подбора и обучения курьеров. Это позволяло довольно быстро наращивать объемы заказов, которые можно было поддержать качественной инфраструктурой. Например, в новом городе в начале недели через собственную курьерскую платформу могло обрабатываться 200 заказов, а к концу недели их количество было уже более двух тысяч.
С одной стороны, имеющаяся платформа позволяет Яндекс Маркету тиражировать автоматическое планирование маршрутов на новые регионы без сложных доработок. А с другой, в компании могут быстро нарастить штат курьеров и обучить их внутренним стандартам качества доставки.
В июле Яндекс Маркет запустил эксперимент с собственной доставкой в Ростове-на-Дону, где пока своими силами развозят до 1000 заказов в день. В Санкт-Петербурге курьерская платформа берёт на себя уже до 4 тысяч заказов в день. Первые доставки сделаны в Краснодаре и Нижнем Новгороде.
Итоги внедрения Яндекс.Маршрутизации
- 95% точности попадания в интервал, заявленный клиентом. То есть на каждые 100 доставок приходится не более пяти опозданий
- Быстрая масштабируемость. Систему доставки спроектировали таким образом, чтобы всегда можно было быстро нарастить объемы доставки благодаря единой методике и технологии
- Упрощенный запуск доставки в регионах. Платформа позволяет тиражировать автоматическое планирование маршрутов на новые регионы без дополнительных доработок
Яндекс Маршрутизация — логистическая платформа, которая помогает строить оптимальные маршруты с учетом всех ограничений. Система за считанные минуты перебирает миллионы возможных комбинаций, чтобы максимально приблизиться к оптимуму.
При построении маршрутов также учитывается детальный прогноз пробок — алгоритм знает среднюю скорость движения на каждом дорожном сегменте в течение дня.
Первые 14 дней — бесплатно
Доступ ко всем возможностям Яндекс Маршрутизации и помощь в первичной настройке параметров планирования.