Найти тему
A - Gallery

Тепейоллотль: ягуар как символ власти

Образ ягуара был связан с понятиями силы, разрушения, власти над жизнью и смертью, но также и с плодородием, богатством, деторождением и помилованием. Столь широкая трактовка символики изображений хищной кошки находит отражение в различных ритуальных предметах. Так, в коллекции Британского музея находится контейнер, в углубление которого помещали вырванные сердца жертв.

Ритуальный сосуд для сердец. Теотиуакан, 400-600 гг. н.э. Коллекция The British Museum.
Ритуальный сосуд для сердец. Теотиуакан, 400-600 гг. н.э. Коллекция The British Museum.

Желая получить силу, скорость и бесстрашие, воины облачались в шкуры ягуара, носили шлемы в виде головы ягуара, изображали хищных кошек на одежде. У ацтеков, да и у майя, существовали воинские ордены, называемые в честь этого хищника. Воины сапотеков именовали себя сынами ягуара.

Правители использовали образ ягуара как символ своей власти. Входы во дворцы охраняли статуи животных-стражников.

Хищная кошка. Мезоамерика, 1345-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Puebla.
Хищная кошка. Мезоамерика, 1345-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Puebla.

Умение вести войну было необходимым качеством правителя. Ягуар же является вершиной пищевой цепи, идеальным воином. В природе у него нет врагов и даже соперников. В сцене инаугурации, представленной на сосуде из коллекции Чикагского института искусств, правитель сидит на троне, обтянутом кожей ягуара. Перед инаугурацией будущие правители зачастую вели так называемые коронационные войны с целью захвата пленников для жертвоприношений и чтобы продемонстрировать выдающиеся воинские способности (см. Пленники и принесение их в жертву в искусстве майя).

Сосуд со сценой инаугурации правителя. Майя, 650-800 гг. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.
Сосуд со сценой инаугурации правителя. Майя, 650-800 гг. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.

Часто ягуар дополнялся орлом, ведь если хищная кошка ассоциировалась все-таки со злой стороной силы, то хищная птица символизировала солнце и добрую, положительную сторону силы. Эти образы настолько сильно отпечатаны в мировоззрении индейцев, что использовались и после завоевания европейцами, в т.ч. в качестве герба, изображения покровителей того или иного поселения.

Ягуар и орел рядом с Благовещением Пресвятой Богородицы в монастыре в Куаутинчан, Пуэбла. Иллюстрация №5 к статье "Building in the Shadow of Death: Monastery Construction and the Politics of Community Reconstitution in Sixteenth-Century Mexico", 2018. Ryan Crewe.
Ягуар и орел рядом с Благовещением Пресвятой Богородицы в монастыре в Куаутинчан, Пуэбла. Иллюстрация №5 к статье "Building in the Shadow of Death: Monastery Construction and the Politics of Community Reconstitution in Sixteenth-Century Mexico", 2018. Ryan Crewe.

Таким образом, символику божества достаточно трудно уложить в стандартную формулировку "ягуары, пещеры, эхо, землетрясение". Подробнее в наших ранних публикациях:

Несмотря на то, что в целом такое описание не является искажением, оно совершенно не дает понимания сути и роли Тепейоллотля как бога, связанного одновременно и с водой, и с землей, и с небом, как бога покровителя, так и бога отнимающего жизнь, как карающего, так и отпускающего грехи, как разрушителя, так и дарующего богатства...

A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Сайт: www.a-gallery.ru

Коллекция: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika