Цикл статей о хороших образцах отечественного хоррора завершается фильмом особого рода — во-первых, он самый молодой из представленных, принадлежащий к волне начинающегося культурного возрождения после перестройки и все же близкий к советским изобразительным средствам. Во-вторых, он относится к весьма непростому и редкому, «штучному» даже в мировом кино поджанру кукольного ужаса, обладающему особой энергетикой. И в-третьих, в отличие от всех фильмов, которые разбирались здесь ранее, он имеет если не счастливую, то открытую и жизнеутверждающую концовку.
Фильм «Хаги-Траггер» был снят в 1994 году режиссером Эльдором Уразбаевым, который в советское время прославился приключенческой картиной «Транссибирский экспресс», детективом «Визит к Минотавру», историческим фильмом «Секунда на подвиг». «Хаги-Траггер», имеющий черты криминального боевика, был близок его основному профилю и в то же время претендовал на новаторство. И в конечном счете он же оказался последней по-настоящему яркой работой Уразбаева, ушедшего из жизни в 2012 году. Кроме того, в этом фильме свою последнюю роль сыграл выдающийся артист Георгий Вицин, сохранив в необычном амплуа свое обаяние, но придав ему драматический оттенок старости, уязвимости и неспособности вписаться в пришедшую эпоху. Вероятно, это перекликалось с его собственной жизнью.
История таинственным образом сплетает судьбы совершенно разных людей — старого художника-кукольника Генриха Яновича, которого играет Вицин, бандита по прозвищу Аль Гарун (Сергей Шакуров), молодого капитана милиции Евгения Райнина (Александр Песков) и двуличного генерала КГБ Антона Дмитриевича (Александр Пороховщиков). Начинаясь как расследование загадочного самоубийства с возможным криминалом, она переходит в круговорот обмана и предательства, столкновение со сверхъестественной силой и психологическую драму о людях, нравах и времени.
Конкурирующие между собой преступники и продажные силовики, как выясняется, охотятся «не за деньгами и золотом, а за совершеннейшим чудом» - куклой по имени Хаги-Траггер, которая то ли пришла в наш мир из древности, то ли была воссоздана Генрихом Яновичем по эскизам средневекового алхимика (от точного ответа фильм уклоняется). Она, а точнее, все-таки он, обладает способностью к гипнозу и телепортации, а кроме того, неплохо соображает, кто есть кто, и соответственно, встреча с ним чревата смертельной опасностью, если он сам этого не захочет. Но каждый из тех, кто его разыскивает, наивно полагает, что без труда и риска сможет управлять этой машиной для убийств.
Единственный, кому удается выжить в этой схватке, - это Райнин, представляющий собой уникальный образ защитника закона и справедливости, ныне, увы, канувший в безвестность. В начале фильма он безусловно доверяет генералу, которого считает своим наставником, и то, что Антон Дмитриевич оказывается ключевой фигурой в происходящем кошмаре, становится для него страшным разочарованием. Это, возможно, хуже самого факта, что Евгений рисковал жизнью: на службе в милиции это суровая неизбежность. Но взамен ему открываются новые истины о мироздании, и остается надеяться, что он возьмет их на вооружение в своем благородном деле.
Хоть это и однозначно «мужской» фильм, в нем все-таки нашлось немного места для романтики и любви, зарождающейся между Евгением и внучкой кукольного мастера Зоей, втянутой помимо воли в криминальный переплет (ее играет Екатерина Двигубская). Сейчас так уже не показывают - развитие чувства без намеков на пошлость, тонко и деликатно, когда оно вплетает поэзию жизни и в битву с потусторонними ужасами, и в депрессивную атмосферу 90-х. Молодые красивые парень и девушка, оказавшиеся по сути одинаково беспомощными перед трансцендентной силой и ментовским беспределом, рассчитывающие только друг на друга, просто радуют глаз и душу обаянием, теплотой и той несомненной «искрой», которая читается лишь в обнадеживающих взглядах и сдержанных объятиях.
Идея сплести воедино тему кукольной фантасмагории и жестокого мира пост-перестроечной России представляется спорной и провокационной, и налет мистики теряется за густым фоном бандитских будней. Отчетливо видно, что в ту пору занимало умы рядовых граждан. И все же лирические нотки страшной сказки то и дело напоминают о себе, прорываясь через обворожительные, щемящие мелодии Евгения Крылатова, полумрак мастерской, в котором поблескивают неподвижные глаза жутковатых кукол, ледяной ветер и снегопад, унылую обстановку заброшенной дачи, где произошло самоубийство, безумные картины нездорового живописца, шум поездов и такую же тревожную тишину потрясающе красивой зимней природы. «Белые» фильмы не такое уж частое явление, если только они не посвящены новогодней тематике, - чаще все-таки предпочитают летний ландшафт, а ведь холодное время года очень богато говорящими изобразительными средствами.
Очень интересен и образ самого Хаги — абсолютно невозмутимое кукольное лицо без всякой кровожадности, лишь с едва обозначенной усмешкой в черных глазах, элегантная одежда былой эпохи, крайняя немногословность. Он точно не из тех злодеев, которые будут долго рассказывать жертве о своих коварных замыслах, пока ей наконец не придут на помощь, он просто убивает, если только это не противоречит его алхимическим идеям.
Артисты тоже показывают высочайший класс, даже если им уделено совсем мало времени, как Евгению Дворжецкому или Людмиле Чурсиной. Холодный генерал, немного гротескный Аль Гарун, витающий в своих грезах Генрих Янович, - все они прописаны и сыграны в той удивительно органичной и культурной манере, которой отличалась старая актерская школа.
Конечно, сейчас «Хаги-Траггер» уже выглядит артефактом из далекого прошлого с непонятными нам приметами и ценностями, но это не делает его плохим или проходным. Свою проникновенную атмосферу он не утратил до сих пор, как и главный персонаж не теряет колдовских сил, даже уединившись в пахнущем нафталином обиталище кукольного мастера. Он просто никуда не спешит.