Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет 26 крупнейших розничных торговых сетей, допускает расширение списка товаров, на которые государство установило фиксированные цены.
Как говорится в сообщении, размещенном на сайте ассоциации, на сегодняшний день к соглашению присоединилось уже более 8,3 тысячи компаний и организаций, осуществляющих поставки и розничную продажу продукции по ценам, зафиксированным в соглашении, а в ряде случаев даже ниже установленного уровня.
«С учетом полученного опыта и проводимой со стороны профильных министерств и ведомств активной работы с производителями, поставщиками и торговыми сетями, АКОРТ не наблюдает рисков возможного расширения режима государственного регулирования цен на другую продовольственную продукцию», — говорится в документе.
Справка «Фингазеты»
В конце прошлого года в России был зафиксирован быстрый рост цен на социально значимые товары. По данным Росстата, сахар стал наиболее подорожавшим продуктом - его цена за 12 месяцев выросла почти на 65%. На втором месте оказалось подсолнечное масло, чья цена за год увеличилась на 25,9%.
На эту тенденцию обратил внимание президент Владимир Путин: «К сожалению, доходы в этом году снизились. Рынок труда испытывает определенную нагрузку. У нас подросла безработица, однако что делать с другими показателями, в частности с ростом цен, прежде всего на базовые продукты питания?». Глава государства призвал принять незамедлительные меры, дабы остановить отрицательную динамику.
В итоге 16 декабря ритейлеры и производители подписали соглашения о предельных оптовых и розничных ценах - предельная розничная цена масла была установлена на уровне 110 рублей за литр, а сахара - 46 рублей за килограмм. Эти ограничения действуют до 31 марта текущего года.
Однако в январе ситуация повторилась уже с другими продуктами питания: по данным онлайн-издания «Совэкон», за период с 11 по 17 января на 3,5% выросли средние цены на пшеницу, и, как результат, за первую рабочую неделю года на восемь процентов поднялись цены на макароны.
Именно поэтому Минсельхоз вышел с инициативой установить предельные цены на зерно и производную из него продукцию – хлеб и макароны. А еще, по мнению ведомства, под контроль государства должны попасть картофель и куриные яйца. Потому-то накануне премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства объявил, что для сдерживания цен на продукты кабинет министров направит более 4,5 миллирда рублей.
«Более 4,5 миллиарда рублей направим регионам, чтобы не допустить повышения цен из-за роста стоимости зерновых. Рассчитываем, что эти трансферты позволят компенсировать производителям часть затрат на закупки пшеницы, а предприятия хлебопекарной промышленности сократят издержки на реализацию своей продукции»,— сказал глава правительства (цитата по «Коммерсант’у»).
Ряд экспертов считают, что основной причиной подорожания продуктов стал экспорт, пошлины на вывоз, а также подросший уровень мировых цен на продовольствие за рубежом. Однако, как полагает шеф-аналитик компании «ТелеТрейд» Петр Пушкарев, дело вовсе не в этом: причина в высочайшей закредитованности многих агрохозяйств и перерабатывающих предприятий под высокую процентную ставку.
«Эти кредиты постепенно накопились за десять-двенадцать лет, на них за эти годы наложился еще и рост транспортных расходов - не сейчас, не в этом году, когда бензин практически не дорожал, а раньше. Пик всплеска цен на топливо пришелся на 2018 год, но с тех пор бензин не дешевел, а кредитная нагрузка оставалась и копилась. Вечно сохранять низкие отпускные цены оказалось невозможно. Кроме того, в сельском хозяйстве и в переработке образовались еще и дополнительные расходы на поддержание мер безопасности в пандемию. Вот и наступил в конечном счете момент, когда свои издержки производители уже не могут не переносить на покупателей».
Эксперт, уверен, что одним из главных лекарств могут стать правительственные субсидии, чтобы хозяйства и переработчики имели возможность перекредитоваться под более низкий процент, расплатиться с самыми горячими долгами. Вместе с тем, на его взгляд даже эти меры могут на практике оказаться недостаточными по суммам. Однако эти меры смогут принести облегчение нагрузки лишь на горизонте времени в два-три года.
«Кроме того, от этих мер цены явно не вернутся обратно, разве что замедлится в будущем их рост. Поэтому и расширять перечень продуктов с регулируемым потолком цен, видимо, все-таки придется, включив туда, например, яйца, муку, картофель. Уже сегодня в Подмосковье, в ближайшем к дому магазине крупной продовольственной сети, десяток самых дешевых яиц первого сорта стоит 58 рублей 99 копеек, высшего сорта - от 75 рублей, а десяток отборных яиц - 86 рублей 99 копеек. Очевидно, что уж яйца мы не экспортируем, и все это максимум на пару процентов не дотягивает до 30%-го подорожания по сравнению с уровнем цен год назад, при котором власти сейчас вправе вводить ценовое регулирование», - указывает Петр Пушкарев.
Эксперт считает, что с подобной ситуацией пока ничего поделать нельзя. И это при том, что достаточно заметно вырос средний ценник и на ряд других социально значимых продуктов.
Вместе с тем, он убежден, что в практике ценовых «потолков» властям заходить слишком далеко нельзя: если перерегулировать, то можно и дефицит вызвать, да и «потолок» возможен лишь для товаров самой дешевой категории.
«Например, для картофеля, который продается без упаковки, врассыпную, или для муки и яиц первого, а не высшего сорта. Не отрегулируешь и цены на “молочку”: уроним качество, да и людям нужны не одни только молоко и кефир, но и творог, йогурты детям, а на такие категории товаров регулирование ценового потолка уже вводить просто нереально. Нереально же установить государственные цены еще и на определенные любимые народом торговые марки, наименования. Как и нельзя их подогнать все под единый самый дешевый стандарт», - указывает шеф-аналитик «ТелеТрейд».
Выход из создавшегося положения подсказала глава комиссии Общественной палаты по развитию агропромышленного комплекса Юлия Оглоблина, которая в конце декабря внесла в правительство предложение по введению в России для малоимущих граждан продуктовых карточек. По ее мнению, данный шаг может стать неотложной мерой «в условиях снижения зарплат и роста уровня безработицы».
Вот и Петр Пушкарев поддерживает инициативу Общественной палаты, уточнив, что нынешние продовольственные карточки не должны иметь ничего общего с теми, которые во времена СССР нормировали отпуск продуктов.
«Карточки должны обладать адресной финансовой помощью в масштабах страны. Допустим, семьям, где подушевой доход составляет меньше полутора прожиточных минимумов, можно было бы перечислять подобную помощь, дополняя недостающий доход до этого уровня сгорающими к концу месяца суммами, которые можно целевым образом расходовать на любые продукты, исключая, конечно, алкоголь и сигареты. Такие субсидии малоимущим от государства могли бы составлять, скажем, от двух до пяти тысяч рублей на человека, в зависимости от дохода семьи. Они бы выручили не только этих людей, но и производителей, искусственно подняв по всей стране платежеспособный спрос на наиболее востребованные продукты».