Про должную осмотрительность юридическое лицо вспоминает в тот момент, когда возникает необходимость подтвердить обоснованность налоговой выгоды, поскольку в случае если фискальный орган придет к выводу о том, что заявленная налоговая выгода является необоснованной, то налогоплательщику будет отказано в получении денежных средств из бюджета.
При рассмотрении налоговым органом вопроса о возврате налога из бюджета будет рассматриваться целый комплекс аспектов, включая выявление недостатков у контрагента (зарегистрирован ли контрагент в ЕГРЮЛ, не массовый ли у него адрес регистрации, реален ли учредитель, ведет ли организация реальную деятельность и т. д).
Обязанность проверять контрагента на законодательном уровне не установлена, однако проявление должностной осмотрительности важно. Это вытекает из положений ст. 54.1 НК РФ, Письма ФНС России от 31.07.2017 № ЕД-4-9/22123@.
Судебная практика также исходит из того, что налогоплательщику необходимо приводить доводы в обоснование выбора контрагента. По условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и опыта работы (Определение ВС РФ от 15.01.2018 по делу № А67-4506/2016).
Признаки недобросовестного контрагента
- отсутствие записи о контрагенте в ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 16.04.2010 № 03-02-08/25);
- учредитель, участник или руководитель являются массовыми (письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65228, от 22.10.2020 № 03-12-13/91957);
- юридический адрес компании является массовым (Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@);
- отсутствие расходов на ведение финансово-хозяйственной деятельности;
- отсутствие трудовых ресурсов;
- отсутствие основных средств;
- отсутствие складских помещений, если есть такая производственная необходимость.
Указанный перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае перечень оснований, по которым налоговый орган может усомниться в добросовестности вашего выбора контрагента, может отличаться в зависимости от специфики деятельности, например. При этом объем собранных сведений и тщательность проверки контрагента должны быть таковы, чтобы в дальнейшем налогоплательщику нельзя было вменить в вину, что на момент заключения контракта имелись доступные, но не использованные компанией меры.
Этапы проверки контрагента
Минфин считает, что в целях проявления должной осмотрительности налогоплательщик вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с конкретным контрагентом (Письмо Минфина от 23.12.2016 № 03-01-10/77642).
Кроме того, Минфин отмечает, что следует тщательно оценивать риски заключения сделки с контрагентом при одновременном наличии следующих признаков (Письмо Минфина от 22.10.2020 № 03-12-13/91957):
- полномочия единоличного исполнительного органа документально не могут быть подтверждены;
- отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных или торговых площадей;
- имеются сомнения в возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Итак, разберем примерные этапы проверки контрагента.
- Запрашиваем у контрагента копии следующих документов:
- лицензии (если деятельность подлежит лицензированию);
- доказательства наличия полномочий на подписание документов (если подписывает не генеральный директор);
- устава;
- одобрения сделки (если совершаемая сделка этого требует);
- бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
- паспорта генерального директора.
- Получение информации о контрагенте через сеть Интернет, СМИ:
- сайт контрагента;
- рекламные объявления;
- отзывы клиентов.
- Проверка через государственные сервисы:
- www.egrul.ru – скачиваем выписку в отношении контрагента;
- service.nalog.ru/zd.do – проверка исполнения контрагентом налоговых обязательств и факта сдачи отчетности;
- nalog.ru/opendata/7707329152-taxoffence – информация о привлечении контрагента к налоговым правонарушениям;
- nalog.ru/opendata/7707329152-snr – применение контрагентом специального режима;
- service.nalog.ru/svl.do – не заявлял ли директор о недостоверности сведений о нем;
- pb.nalog.ru – сервис «Прозрачный бизнес» – комплексная информация о контрагенте;
- vestnik-gosreg.ru/publ/fz83 – наличие (отсутствие) публикаций о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (проведении реорганизации);
- www.kad.arbitr.ru – судебные споры с участием контрагента;
- www.fssprus.ru – наличие исполнительных производств в отношении контрагента;
- http://reestr-dover.ru – проверка актуальности нотариальной доверенности, на основании которой представитель подписывал документы;
- www.fsrar.ru/licens/reestr – проверка наличия у контрагента необходимой лицензии;
- http://сервисы.гувм.мвд.рф/info –service.htm?did=2000 – проверка действительности российского паспорта гражданина РФ;
- www.fedresurs.ru – наличие (отсутствие) публикаций о намерении кредиторов обратиться с заявлением о признании контрагента несостоятельным (банкротом).
Кроме того, компания может использовать одну из имеющихся информационно-поисковых баз данных, в которых содержится сводная информация о контрагенте (например, СПАРК, СБИС) (постановления 10 ААС от 11.03.2020 по делу № А41-108989/2017, АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2019 по делу № А18-1861/2018, 11 ААС от 19.09.2018 по делу № А72-13818/2017, 16 ААС от 23.06.2020 по делу № А15-4532/2018). Такие комплексные системы также позволяют оперативно установить аффилированность компаний между собой, получить краткий экспресс-анализ о финансовом состоянии контрагента.
Каждая компания вправе дополнительно создать регламентированную процедуру отбора поставщиков и следовать утвержденной процедуре. Суды также склоняются к тому, что корпоративная процедура выбора контрагента является дополнительным доказательством добросовестности налогоплательщика и проявлением должной осмотрительности (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2017 по делу № А19-2223/2016, АС Центрального округа от 01.02.2018 по делу № А36-2336/2016, АС Уральского округа от 28.06.2018 по делу № А71-10166/2017).
Также рекомендуется создать папку «Проверка контрагента» и сохранять в нее все документы, связанные с проверкой контрагента: выписку из ЕГРЮЛ, документы, полученные от контрагента, Print Screen информации из сети Интернет в отношении контрагента (Письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@). Для систематизации информации лучше всего создать карточку проверки контрагента.