ВАЗ 21099 продержался на конвейере "АвтоВАЗ" с 1990 по 2004 год (на Украине на заводе "ЗАЗ" он производился до 2011 года) и стал последним автомобилем семейства Samara (Спутник). От "Восьмерок" и "Девяток" эта машина отличается по сути только формой кузова.
Данный автомобиль является переднеприводным седаном с двигателем объемом 1499 см3, мощностью 77 л/с с пятиступенчатой коробкой передач. Заявленная производителем максимальная скорость - 150 км/ч, хотя владельцы утверждают, что "Девяносто девятая" разгонялась по трассе до скорости 170 и даже более км/ч.
Все семейство "Спутник" отличалось торпедой из пластмассы низкого качества, которая сильно гремела при движении. Также как и неустойчивая работа двигателей, что тоже являлось фирменной чертой ВАЗов этого семейства. Однако на скорость и динамику это мало влияло.
Изначально данный автомобиль должен был иметь индекс 2110. Однако для внедрения новой серии автомобилей потребовалось бы преодолеть множество бюрократических процедур, поэтому разработчики пошли на хитрость - запустили в серию автомобиль как модифицированную версию "Девятки".
Первоначально планировалось изготавливать ВАЗ 21099 с четырьмя передними фарами, однако на испытаниях данная эта оптика показала себя не с лучшей стороны и на автомобиль стали устанавливать блок-фары, разработанные для ВАЗ 2108.
Проект по производству ВАЗ 21099 был утвержден еще в 1986 году, но первый автомобиль сошел с конвейера лишь осенью 1990 года, а серийное производство началось лишь в конце декабря того же года.
Как отмечают владельцы автомобиля, в городских условиях крайне неудобно пользоваться четвертой передачей - слишком "задумчиво" она себя ведет. А пятую вообще можно использовать, лишь когда едешь под горку. Впрочем, многое зависит от водителя.
Из-за недостаточной жесткости подвески, стабилизатор поперечной устойчивости допускает слишком большой крен кузова на поворотах. Но тем не менее, автомобиль входит в поворот четко даже на относительно больших скоростях.
В настоящее время ВАЗ 21099 - один из лучших автомобилей на вторичном рынке. Если попадется машина хорошей сохранности, то по надежности и ходовым качествам она мало чем уступит более поздним ВАЗлвским моделям. При этом цена его будет несравнимо ниже.