Описываемые события происходили в сентябре 2016 года, когда мы с женой и дочкой ездили на пару недель отдохнуть в Крым. Тремя годами ранее мы с женой тоже были в Крыму и погуляли тогда по Долине Привидений. Там было красиво, но мы дошли только до какого-то плато на высоте около 900 метров над уровнем моря. Я хотел пойти выше и подняться на Демерджи, но жена отказалась. В то день мы достаточно поздно выехали, поэтому если бы ещё пошли на вершину — то домой вернулись бы уже глубокой ночью. Поэтому с плато мы спустились вниз и уехали домой. Но желание подняться куда-нибудь повыше у меня с тех пор никуда не пропадало. Поехать в местность, где есть хоть какие-то горы, получилось только спустя три года — и снова в Крым. А первым кандидатом на восхождение стал Роман-Кош — самая высокая точка Крыма.
Несомненным плюсом было то, что на Роман-Кош можно сходить однодневным походом, без ночёвки: всё-таки оставлять жену с дочкой ночевать одних — как-то не по себе было бы. Хотя встречались и такие мнения, что это слегка рискованно: в лесистой части пути можно заблудиться, потратить время на поиск правильной дороги — а темнеет в горах быстро, при этом спускаться в темноте совсем неуютно. Минусом же было то, что Роман-Кош находится на территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника, куда не только въезд на машине, но и вход запрещён. Как законопослушный человек, я стал изучать варианты легального восхождения, с получением разрешения на вход в заповедник. В Интернете прочитал, что вход свободен один день в году, на Пасху (в этот день люди массово посещают, если не ошибаюсь, Косьмо-Дамиановский монастырь, который находится на территории заповедника). Весь остальной год можно в администрации заповедника получить пропуск на въезд в заповедник на автомобиле — при этом нужно платить за каждого пассажира, за сам автомобиль и за услуги проводника из местных лесников, которого обязательно сажают в машину. Но на автомобиле заехать на Роман-Кош нельзя (да даже если бы и можно было, я-то хотел подняться пешком). О пропусках для пеших туристов в Интернете писали, что таких не выдают. Оставался один вариант — идти без пропуска, прячась от лесников.
Маршрут своего первого похода в горы я прорабатывал заранее и ещё подробнее, чем обычно это делаю. Информации о восхождении на Роман-Кош в Интернете достаточно — но вот конкретики меньше, чем хотелось бы. А GPS-треков, которые можно было бы скачать и потом по ним идти, я и вовсе не нашёл. (Также большинство туристов, видимо, добираются до начала маршрута общественным транспортом — поэтому совершенно нет информации о том, где можно безопасно и удобно оставить автомобиль.) Но на OSM-картах был отмечен путь до самой вершины — её я и решил придерживаться. Тут есть мой подробный маршрут, разработанный на основе информации из Интернета, а затем исправленный и дополненный мною уже после возвращения: beacon1143.livejournal.com/16585.html Там же есть карта, содержащая Бабуган-яйлу и окрестности, доступная в неплохом разрешении. Я прочитал, что по российскому законодательству выпуск подробных (масштаба 1:50000) туристических карт и атласов — запрещён по соображениям секретности. Теперь это относится и к Крыму. То есть, когда подробные карты и атласы, напечатанные при Украине, будут распроданы (если они ещё не распроданы) — новых купить не получится. Самое лучшее, что будет доступно — масштаб 1:100000.
При Украине в этих местах любил отдыхать и вроде бы даже охотиться Янукович. Во время его присутствия с режимом было строго, выгоняли абсолютно всех туристов. В периоды, когда Януковича в заповеднике не было, иногда сюда заезжали местные крымские бизнесмены и чиновники. С администрацией заповедника и с лесниками они за определённую сумму договаривались — и творили в заповедных местах полный беспредел: стреляли по диким животным и устраивали внедорожные покатушки. Говорят, бывали случаи, что лесники ловили одинокого туриста и начинали его прессовать на предмет того, что здесь заповедник, а он тут своим хождением природу портит — при этом буквально рядом пьяные бизнесмены и чиновники рыли землю своими крутыми джипами и палили в воздух (а то и не только в воздух) из охотничьего оружия. Взятки вымогали, конечно, с бедных туристов.
Но это осталось в прошлом. После присоединения Крыма к России заповедник и лесники стали подчиняться ни много ни мало — Управлению делами самого Президента РФ. Лесники получили довольно широкие и при этом совершенно законные полномочия: задерживать туристов и даже обыскивать. Хотя в случае обычных туристов (не браконьеров), по отзывам, всё обычно заканчивалось выпроваживанием из заповедника, иногда с взиманием небольшой взятки (около 200 рублей) — если турист ведёт себя вежливо, не хамит и вообще "прикидывается шлангом" (мол, не знал, что тут нельзя ходить). Всё равно встреча с лесниками сама по себе была бы не слишком приятна. Но совсем обидно было бы повстречать их до подъёма на Роман-Кош — в этом случае меня бы отправили обратно вниз, не пустив на вершину.
Исходя из этого, я принял определённые меры для снижения вероятности негативного развития событий:
— восхождение совершал в понедельник (рассчитывая на то, что лесники будут с утра не очень хорошо себя чувствовать после выходных и не так активно надзирать за заповедником);
— стартовал максимально рано утром (чтобы войти в заповедник и раствориться в лесу до начала рабочего дня);
— наметил путь в обход перевала Гурзуфское седло (на котором лесники часто дежурят);
— одежду и снаряжение использовал только защитного цвета (с расчётом в случае приближения по дороге транспортных средств скрываться в лесу);
— к рации взял с собой наушник (чтобы не верещала на весь лес, если выйду на чью-нибудь передачу);
— специально взял отдельный пакет для мусора (говорят, на лесников наличие такого пакета действует весьма благотворно);
— положил паспорт в карман отдельно от остальных документов и вложил в него 200 рублей (думаю, не нужно объяснять, зачем).
Из остального взял более или менее стандартный набор. Из еды — янтыкЪ, помидоры, сникерсы, бананы, полтора литра воды (рассчитывал пополнить запас в горных источниках). Зачем-то взял горелку и газовый баллон (хотел чаю попить, но в горах как-то не до того было). Бинокль (чтобы высматривать лесников на пути). Аптечку, конечно. Запасную одежду (вот она пригодилась). Целых три смартфона с установленным Навителом и powerbank, чтобы было чем их заряжать. Карту с компасом. Излюбленный "пятиточечник" (очень удобно с ним, можно садиться куда угодно, не опасаясь ни намокнуть, ни настудиться). Фотоаппарат (куда же без него). Рацию взял: сотовой связи в горах могло и не быть, а на чью-нибудь волну вполне можно выйти, в случае чего — на помощь позвать. Оделся в "горку" и треккинговые ботинки с высоким голенищем.
Из Фороса я выехал в шесть часов утра, ещё в сумерках. Дорога вдоль побережья в такое время гораздо приятнее, чем во время утреннего часа пик по пути в Мраморную пещеру. Долетел я по пустой дороге до Краснокаменки, а вот в ней немного поплутал. В навигаторе была указана точка где-то возле Красного Камня, я к ней и поехал. Съехал с асфальта на гравийку, проехал крутой спуск, одолел крутой подъём. И там увидел, что дальше дороги нет, всё перегорожено. Да и к тому же, это было далеко от входа в заповедник. Кое-как на узкой улочке развернулся, спустился под горку, начал подниматься вверх… В середине крутого подъёма на гравийной дороге задние колёса сорвались в пробуксовку, машина полетела в занос. Когда же я сбросил газ, двигатель ожидаемо заглох. Давя на тормоз со всей силы, я запустил двигатель, нажал кнопку включения полного привода и чуть-чуть отпустил тормоз, давая машине немного скатиться назад, чтобы полный привод включился. В этот момент было страшно, что сейчас вместе с автомобилем вниз полечу — но обошлось. Потом включил понижайку — и на первой пониженной с рёвом тронулся в гору. Что тут делать на обычной легковушке — не знаю. Наверно, просто не заезжать в это гиблое место (другие дороги там есть).
Добрался я до карьера (там ещё шлагбаум стоял, но он был открыт). Слева была удобная площадка, я на ней поставил машину и стал собираться в поход. Ко мне подошёл местный рабочий и попросил передвинуть автомобиль чуть левее (если смотреть на море) — чтобы оставить проезд для местного грузового транспорта (по его словам, они собирались грузить щебень). Переставил машину, облачился в свою одежду-снаряжение, взял рюкзак — и где-то в 7:30 по-тихому юркнул в лес мимо шлагбаума с плакатом "Проход и проезд запрещён", пока меня никто не видит. Пошёл дальше по дороге.
Вскоре прошёл родник, каптированный в синюю решётку, труба от которого шла вниз (возможно, в сам Гурзуф). Было видно, что по дороге мало ездят, если ездят вообще.
А подниматься вверх мне было необычайно тяжело. Сил не было, пот тёк градом, и в голове кружились мысли: "Я ведь явно не осилю дойти до вершины". Наверно, дело было отчасти в моей нетренированности, отчасти в скудном завтраке: я съел всего три банана в Краснокаменке. А дорога шла довольно круто вверх. Вдоль неё были нарисованы красные метки — но нечасто. Ориентироваться по ним у меня бы не получилось.
Возле дороги росли довольно большие деревья.
А кое-где и лежали на земле.
На это лежащее дерево я набрёл, когда на втором перекрёстке (см. маршрут) повернул направо. Направо шла более накатанная дорожка, а прямо вела узкая тропа. Пошёл я направо, вскоре выяснилось, что этой дороги на OSM-картах нет, нужно было продолжать путь прямо по тропе. Возвращаться назад не захотелось, я решил спрямить путь к тропе — пошёл прямо через лес и наткнулся на такое дерево. Потом снова вышел на тропу — она, в отличие от дороги, шла довольно круто вверх.
После этого ещё была развилка (снова см. маршрут), на которой надо было повернуть направо, а я пошёл налево. Тоже вернулся на дорогу напрямую через лес. Вскоре наткнулся на довольно мощный источник прямо рядом с тропой. Потом уже я узнал, что это родник Кодалан-Чаир Нижний, вода в котором вполне пригодна для питья. А тогда набирать воды не стал. Полтора литра у меня с собой было запасено, пил я немного — а пополнить запас рассчитывал на роднике Осман-Кош-Чокрак на Верхней Артековской поляне. Шёл дальше по тропе, рядом с которой росли деревья причудливой формы. Иногда эти деревья даже пугали, учитывая обстановку вокруг: довольно глухой лес при полном отсутствии людей. Вот это, например, вызвало ассоциации с одной из курьих ножек, на которых стоит та самая избушка.
Подниматься было по-прежнему тяжело, но высота над уровнем моря неуклонно росла. Вместе с увеличением высоты снижалась температура. Примерно на высоте 1000 метров над уровнем моря стал ощущаться холодный ветер.
На третьем перекрёстке (Т-образном, опять-таки см. маршрут) я повернул налево — и снова обнаружил, что иду по отличной накатанной дороге, которой на карте нет и в помине. Кто-то писал, что местные лесники успешно освоили технологию OSM и умышленно удаляют все дороги и тропы, нанесённые на карту. На перекрёстке надо было идти направо. Поднимаясь дальше, я увидел изменения в окружающей обстановке. В этом месте было много поваленных деревьев, некоторые из которых были, видимо, кем-то распилены и увезены. Парочка толстых брёвен перегораживали одну из дорог, рядом лежал стальной трос — похоже, эти брёвна сюда кто-то оттащил. Скорее всего, деревья повалил ураган, а работники заповедника расчищали от них местность, попутно перегородили дорогу, движение автотранспорта по которой для них нежелательно. А тропа снова пошла крутая, каменистая и вся заваленная сучьями деревьев. Но лес был уже не такой густой, временами было видно море.
Так я дошёл до Нижней Артековской поляны. На ней стоит памятник партизанам Крыма. Георгиевскую ленточку с него сорвало ветром — я её положил на основание памятника и придавил камнем. Посидел, отдохнул рядом.
Высота поляны — около 1200 метров над уровнем моря. Я помнил, что самая высокая точка здесь — полтора километра с небольшим. И всё равно горы на северо-востоке казались огромными. Думал: это ж мне до них ещё подниматься и подниматься. Слева на фото — Верхняя Артековская поляна, куда ещё предстояло подняться.
До Верхней Артековской поляны я дошёл, спрямив путь по тропке. Не знаю, насколько это рационально. Наверно, всё-таки меньше сил потратил бы, идя по дороге: идти дальше, но с меньшим уклоном — как будто не так тяжело. Там следы туристической стоянки, кострище.
Стоянка эта — рядом с родником Осман-Кош-Чокрак. Я-то ожидал, что это будет струя воды из отвесной скалы. А тут оказалось озерцо, в котором росли водоросли и плавали лягушки. Вода была ледяная (то есть — настоящая подземная). Но всё равно пить её было страшновато. Я набрал вторую бутылку и пристегнул её к рюкзаку с расчётом как можно дольше к ней не притрагиваться (если уж и отравлюсь — то чем ближе к Краснокаменке, тем лучше).
Снова посидел, отдохнул, перекусил. Дорога дальше вела на перевал Гурзуфское седло, да мне туда идти было совсем ни к чему. Конечно, по дороге двигаться приятнее - но очень обидно было бы напороться на лесников и отправиться обратно вниз после такого тяжёлого подъёма. А прямо от родника наверх вела тропинка. Правда, подъём был очень крутой. И судя по всему, тропинка была протоптана не человеком, а косулями, которых здесь обитает довольно много (правда, я не видел ни одной, видел только их помёт в большом количестве). Делать было нечего, пошёл я по этой тропинке. Подъём был очень крутой, а тропинка вскоре вовсе пропала. Где-то в середине подъёма у меня из-под ноги вылетел камень - летел далеко вниз, до самой Верхней Артековской поляны. Я только в этот момент осознал, что стоит упустить рюкзак - и он полетит точно так же, до самого низа. Спускаться за ним, потом снова подниматься - уже вряд ли хватит сил. А если в рюкзаке ещё и баллон газовый взорвётся - тогда уж и спускаться не за чем будет.
Подниматься снова было тяжело, я очень часто останавливался отдыхать. (Хотя на особенно крутых участках, когда ощущалась опасность полететь вниз, если оступишься — усталость куда-то исчезала, стремился пройти их без задержек.) Во время одной из таких остановок обнаружил на своей штанине клеща — совсем маленького, ещё клещонка. Раздавил его и пожалел, что не обработал ботинки, "горку" и рюкзак противоклещевым препаратом, который дома остался. А ведь на плакате на входе в заповедник висело объявление об угрозе энцефалитных клещей… В одном плюс этого тяжёлого крутого подъёма: виды открывались отличные.
Наконец, я осилил крутой подъём и вышел на плато. Высота была примерно 1400 метров. Сразу же практически кончились деревья. Стал искать путь к грунтовке, которая меня должна была привести к вершине. На пути был вот такой не очень высокий, но практически отвесный подъём. Я ещё перед подъёмом опасался, что уткнусь в такую вот трёхметровую отвесную скалу — и придётся искать другой путь (а сил на это может и не хватить).
Но в неприступной скале нашлась брешь. Поднялся через неё, осмотрел окрестности.
Сразу же вышел на интересующую меня грунтовую дорогу - и направился дальше, осиливая ещё один подъём.
Одолел подъём - и сразу же тихонько спрятался за дерево. Увидел какое-то ограждение, а внутри него автомобили (как мне издалека показалось).
За день до этого я на навителовских картах на этой грунтовой дороге видел пробки - то есть кто-то либо проехал, либо прошёл. Я и тут подумал, что кто-то на автомобилях привёз экскурсию на Роман-Кош. Приготовился сидеть в засаде и ждать, пока они оттуда уедут. Но тут пригодился бинокль. Достал, посмотрел - ни автомобилей, ни людей в этом ограждении не увидел. Съел сникерс, сразу ощутив прилив сил (вот уж действительно - допинг туриста!). Надел куртку, поскольку ветер на плато стал ещё сильнее и ещё холоднее. И двинулся дальше.
Пейзажи на Бабуган-яйле - интересные, каменистые.
Соседние горы было видно.
Какая-то скала над обрывом.
А это вершина Тас-Тепе. На ней растёт одинокое дерево, которое я в первый момент принял за человека.
В ограждении оказалось что-то типа газовой подстанции. В этом месте проходит газопровод высокого давления (где-то я читал, что он обеспечивает газом весь южный берег Крыма).
Дорога ушла куда-то направо, дальше к вершине вела тропа. Оставались последние сотни метров.
Наконец, затяжной подъём был завершён, Роман-Кош - взят. На самой высокой точке Крыма меня встретило снова полное безмолвие и ледяной ветер, насквозь пронизывающий "горку". И - ощущение, что первая в жизни вершина покорена.
Трек моего подъёма на Роман-Кош можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/b4dae37cd117805b0ac1ac29b606d289df3084cb/ Или тут: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=htyujsfoxoxqqvlm
Начинается он, правда, не в точке старта, а несколько дальше. Трек я записывал двумя смартфонами: своим нынешним, современным - и стареньким, который даже ГЛОНАСС не поддерживает. Но новый смартфон несколько раз перезагружался, так что остался трек только со старого. А старый не сразу установил связь со спутниками. Ну и, конечно, сам трек без ГЛОНАСС получился не такой точный.