Найти тему
Павел Великанов

План духовного роста от апостола Павла. Осталось - исполнить.

Оглавление

Послание апостола Павла 1 Тим., 288 зач., VI, 11-16. Ряд. (под зачало): Кол., 249 зач. (от полу), I, 3-6 .

11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. 12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.

Комментарий

Апостол Павел рассказывает нам о шести главных добродетелях христианина. Это правда, благочестие, вера, любовь, терпение и кротость.

В русском языке есть прекрасное и глубокое выражение – «кривить душой». И есть не менее ёмкое слово – «кривда». Так вот, христианин – это тот, кто «душой прям», не пытается «соединить несоединяемое», скрыть противоречия и создать видимость ясного и однозначного понимания устройства Божественного мира.

Не обманывать себя, не кривить душой – первая ступень духовного восхождения в добродетелях.

Вторая ступень у апостола – это благочестие. В современном языке слово «честь» не особо популярно – но ведь без этого понятия нам вообще не о чем говорить в человеке. Честь как «что ты есть», «чтойтость» человека, обращение к тому самому ценному, что есть внутри – единственное основание любого служения: военного, врача, педагога, священника. Благочестие – это честь, соотнесённая и сонаправленная к благу, к добру. В этом смысле благочестив – не тот, кто каждый день вычитывает утреннее молитвенное правило – а тот, кто не может себе позволить унизительное, колкое слово даже к собственному нашкодившему ребенку.

Вопрос чести – это вопрос пределов, переступая которые человек предаёт себя, становится в собственных глазах бес-честным, а значит – пустышкой, бес-сущностным.

Третья ступень – это вера. Вера как вполне определённый настрой души, открытость к Тому, Кому поверил, Кому доверился, Кому вверился без остатка.

Четвертая – любовь. И действительно: на что ещё может опереться любовь, как не на правду, честь и веру?

Только тот, кто любит – может терпеть. Потому и пятая ступень – это терпение. Нетерпеливы – только те, кто не обрёл – или утратил – объект своей любви. Потому и терпеть им – просто незачем.

И, наконец, самая верхняя ступень для апостола – это кротость. Глубочайший внутренний мир, готовность принимать жизнь во всём её многообразии, непредсказуемости и удивительности – такой, какая она есть. Без возмущения и ропота. Без уныния и недовольства. Без гневного отторжения и малодушного отчаяния. Только кроткий может сказать вместе с Пресвятой Девой: «да будет мне по слову Твоему!» Только кроткий может быть максимально чутким к малейшим указаниям Небесного Художника. Только кроткий может суметь переступить через свою неуёмную самость и познать таинство синергии – соработничества между человеком и Богом.

Вот какой замечательный план нашего духовного роста сегодня предложил нам апостол – осталось теперь немного – его исполнить!

Но – не будем унывать! Давайте каждый день почаще заглядывать в этот план и мало по-малу двигаться малыми шагами – главное, не спешить оборачиваться назад!…