1. Неспешный ритм
Джармуш известен тем, что никуда не торопится. Порой режиссер заставляет своих героев молчать или оставаться неподвижными, пока «химия» между ними не начнет происходить сама собой. Повествование Джармуша – это поток, по которому плавно движутся герои.
2. «Изучающая» манера
Джармуш – большой любитель длинных кадров. Так, в «Таинственном поезде» средняя длинна кадра - 24,1 секунды, во «Вне закона» — 51,6 секунд, а в «Белее странно, чем в раю» — целых 77,7. Часто режиссер снимает сцену одним кадром статичной или плавно движущейся камерой.
3. Аскетичный визуальный ряд
Свою первую ленту «Отпуск без конца» Джармуш снял на очень скромные деньги, отсюда и скупость изобразительных средств: статичная камера, долгие планы без монтажных склеек, почти полное отсутствие искусственного освещения. Но этот аскетичный визуальный ряд точно передал образ «другого» Нью-Йорка и «других» нью-йоркцев. Скоро в подобном ключе, совершенно «другими», предстанут самые разные уголки Америки. Минимализм в использовании изобразительных средств, вынужденный в «Отпуске без конца», уже совершенно сознательно используется режиссером в «Более странно, чем в раю» и следующих картинах, усиливая реализм происходящего на экране.
4. Черно-белое изображение и приглушенные тона
В черно-белых фильмах для Джармуша было важно при высокой контрастности передать весь спектр яркости. В цветных картинах он старается добиться особой визуальной интонации, избегая основных цветов и насыщая картинку оттенками и полутонами.
5. Медитативное спокойствие
Пожалуй, самое запоминающееся в лентах Джармуша – особая медитативная атмосфера, порой граничащая с эйфорией. Густая и тягучая, она завораживает зрителя и не дает оторваться от экрана ни на минуту.
6. Гипнотический саундтрек
Известный меломан и музыкант Джармуш искусно подбирает саундтрек к каждому фильму. Музыка становится одним из главных химических элементов, из которых состоит вселенная фильмов режиссера, работая на создание той самой неповторимой атмосферы. Так, Джон Лури определяет ранний этап фильмографии Джармуша («Бесконечные каникулы», «Страннее, чем в раю», «Вне закона», «Таинственный поезд»), эфиопская музыка Мулату Астатке программирует безрадостное путешествие главного героя «Сломанных цветов» навстречу одинокой старости, RZA целиком заполняет пустоту в повествовании о Псе-призраке, живущем в Гарлеме и разводящем голубей, а «Мертвеца» нельзя представить в отрыве от музыкального сопровождения Нила Янга.
7. Принцип неторопливого наблюдения
Одну из главных ролей в фильмах Джармуша играют паузы. Режиссер не гонится за экстремальными моментами, ему интересно течение жизни само по себе, бесконфликтное и порой скучное. В этом секрет магии реализма Джармуша.
8. Сплав культур
Порой европейский, порой азиатский взгляд Джармуша любят и зрители, и фестивальные жюри, и кинокритики, и коллеги. Так, наполненный философией и образностью, «Мертвец» соединяет мотивы американской поп-культуры, традиции европейского экзистенциального романа и индейского наследия.
9. Сумбурные диалоги
Джармуш предоставляет актерам возможность импровизации. Часто диалоги в его картинах выглядят как бытовые разговоры ни о чем и обо всем: о кофе и сигаретах, об ученых из прошлого, о тв-шоу или здоровом образе жизни. Именно из этой обыденности и складывает их особая поэтика.
10. Абсурдистский юмор
Юмор - оружие, которым Джармуш владеет мастерски. Он тонко играет деталями, словами, жестами и взглядами, иронизирует так, чтобы каждый мог узнать в героях себя и посмеяться порой над самыми несмешными на первый взгляд ситуациями.
Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.